Человеческий фактор и межличностные коммуникации в процессе управления: теория и практика

Внешние коммуникации протекают между организацией и целевыми аудиториями, с которой ей приходится контактировать. Целевыми аудиториями — называются группы людей, не принадлежащих организации, но оказывающих влияние на ее функционирование. К таким аудиториям относятся: акционеры, профсоюзы, потребители, финансово-кредитные институты (банки, фондовые биржи), поставщики, конкуренты, СМИ, общественные организации, региональные (муниципальные) власти, правительственные учреждения и другие органы властных структур. Каждая из таких структур привносит свое влияние на коммуникации и взаимодействие с организацией, тем самым вырабатывая свой стиль взаимодействия.
Наряду с внешними коммуникациями, внутренние коммуникации тесно связаны с понятием человеческих ресурсов и отношений. Сотрудники могут работать с полной отдачей, когда участвуют в жизни организации, а почувствовать свою причастность к делам организации они могут, обладая полной информацией, т.е. полным пониманием целей и задач организации каждым ее служащим. Необходимо, чтобы каждый сотрудник понимал, как его действия вписываются в стратегию организации и каким образом он вносит вклад в достижение организационных целей и задач.
Межличностные коммуникации обладают отличительными характеристиками. Они более оперативны, избирательны, что делает их более доступными и доходчивыми. Эффект восприятия может быть усилен за счет обаяния говорящего, ориентированного исключительно на конкретного собеседника. В межличностной коммуникации одновременно используются нескольких каналов передачи и восприятия информации, открываются большие возможности для использования эффекта обратной связи. Этот тип коммуникаций позволяет использовать одновременно с вербальной передачей сообщения невербальные символы, что может усиливать, либо изменять смысл слов, влиять на эффективность взаимодействия.
Рассмотрим, почему эффективность межличностной коммуникации так важна для успешного управления.
Во-первых, по данным А. Пиза передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 10 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 35 %, за счет невербальных средств – 55 %. Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению.
Во-вторых, межличностная коммуникация является, возможно, наилучшим способом решения и обсуждения вопросов, которые можно охарактеризовать неопределенностью и двусмысленностью.
Существуютдва вида коммуникаций:
Первые – это коммуникации с внешней средой. Под данным видом коммуникации подразумевают взаимодействие фирмы с потребителями товара (клиентами), с поставщиками, потенциальными партнёрами, а также с конкурентными компаниями;
Второй вид коммуникаций, следовательно, происходит противоположно первому, внутри компании. Это формальное взаимодействие сотрудников между собой: горизонтальные коммуникации между руководством и подчинёнными, межуровневневые взаимодействия между группой сотрудников и управляющим сектором.
В Приложении 1 более детально представлены выше приведенные коммуникации.
Стоит отметить, что именно от коммуникаций зависит успешность лидера группы, то есть насколько эффективно руководитель взаимодействует с группой, настолько качественным будет понимание, а, следовательно, и выполнение производственных задач. Руководитель должен взаимодействовать не только со всей организационной системой, но и с отдельными ее подсистемами. Взаимодействие может происходить непосредственно при принятии каких-либо управленческих решений, при возникновении спорных моментов. Обычно в таких ситуациях невозможно не взаимодействовать с коллективом, потому что производственные вопросы, часто требуют обсуждения именно с рабочим коллективом, который будет решать этот вопрос.
Таким образом, коммуникации являются важным элементом в управлении, при этом они должны быть эффективными. Совместная деятельность не может осуществляться без взаимодействия, так как необходимо постоянное обсуждение производственных вопросов и обмен информацией. Показателем эффективности взаимодействия руководителей с сотрудниками компании выступает влияние взаимодействия на процесс управления.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ