Общественные блага

Цели и задачи

Цель курсовой работы – изучить общественные блага как экономическую категорию.

Введение и актуальность


Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.
На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага:
Международные общественные блага – это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности.
Национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти.
Местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.
Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.
Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления – интегративность. Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью налоговой системы может эффективно взимать плату за использование благ.
Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются социальные стандарты, в которых отражается качество и объемы общественных благ.
Одной из важнейших проблем потребления общественных благ является нежелание населения оплачивать их. Это является существенным препятствием в повышении качества общественных благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается. Это обусловлено тем, что при большом количестве потребителей общественного блага доля в его использовании отдельного индивидуума незначительна, а поэтому он стремится уклониться от затрат, необходимых для производства благ. При уменьшении количества населения, использующего блага, можно эффективно рассчитать долю участия каждого человека в пользовании благом и возложить на него соответствующее бремя по его производству.
Другой особенностью потребления общественных благ является уравнение. Вне зависимости от вклада каждого конкретного человека в производство общественного блага он получает равное со всеми его количество.
Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства общественных благ.
В отличие от частного блага общественное благо неделимо, не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое количество блага. Следовательно, невозможно определить цену на отдельные единицы общественного блага. Невозможность определения цены на определенные единицы общественного блага обусловливает наличие особенностей определения совокупного спроса на общественное благо. Цена в данном случае не является величиной переменной. Поэтому совокупный спрос на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Потребители должны потребить весь объем произведенного блага целиком. Совокупный спрос на частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов, а совокупный спрос на общественное благо определяется путем суммирования индивидуальных предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема блага. Кривая совокупного спроса на частное благо формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса вдоль горизонтальной оси (рис. 1), а кривая совокупного спроса на общественное благо – путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали (рис. 2).

Заключение и вывод

В результате проведенного исследования нами были решены все поставленные исследовательские задачи.
Рассмотрено понятие «благо» и рассмотрены основные виды благ. Благо – это все то, что удовлетворяет потребность. Способность блага удовлетворять потребность характеризует его полезность. Полезность блага тем самым проявляется через потребление. Полезность одного и того же блага может быть разной в зависимости от степени удовлетворения данной потребности. Вся совокупность необходимых людям благ можно разделить на два типа: свободные и экономические блага.
К свободным относятся блага, которые людям дает сама природа прямо и непосредственно. Люди их потребляют уже в силу своего существования. Многие из свободных благ поступают в процесс производства и потребления без ограничений. Таковыми, например, являются атмосферный воздух, солнечный свет, тепло, многие полезные для людей атмосферные и космические явления.
Экономические блага являются результатом производства как экономической деятельности людей и выступают в форме продукта. Чтобы иметь и потреблять такие блага, их надо произвести. В силу этого экономические блага (или продукты) являются ограниченными, что обусловливает особую важность экономики как системы удовлетворения потребностей людей.
Выявлены главные причины ограниченности благ. Для получения недостающих благ, нужны косвенные экономические блага – ресурсы. Если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме. Но ресурсов, как мы уже выяснили, недостаточно для удовлетворения всех потребностей, то есть для производства необходимых благ. Ограниченность благ зависит от ограниченности ресурсов, используемых для создания данных благ. Если ресурсы абсолютно ограничены, то и блага из этих ресурсов мы не сможем производить вечно.
Проанализирована экономическая категория «общественные блага» и ее свойства. Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства. К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами: отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ; неделимостью блага; нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции; тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.
Проанализировано производство общественных благ государством. Деятельность государства в экономике неразрывно связана с существованием категории общественных благ, которая изучалась многими учеными.
Можно выделить следующие основные виды производимых государством общественных благ:
а. Институциональные общественные блага - формальные и неформальные институты, нормы и правила, обязательные для исполнения всеми гражданами национального государства, включая закрепленный механизм защиты от нарушения;
б. Защитные организационно-институциональные блага, связанные с механизмом реализации функций государства как гаранта физической безопасности и безопасности трансакций, реализацией механизма защиты от нарушения норм и правил, закрепленных в обществе;
в. Общественные блага чистого и смешанного характера - вещественные и невещественные блага, производство которых осуществляет государство как проводник принципа социальной справедливости данного общества;
г. Управленческие системообразующие блага – услуги по управлению процессом социально-экономического развития общества, включая постановку и реализацию целей сохранения целостности и развития общества.
Рассматривая роль государства в воспроизводственном процессе, можно отметить, что его экономическая деятельность представляет собой производство общественных благ разных видов в условиях ограниченной рациональности индивидов, борьбы индивидуальных и групповых экономических интересов, воздействию которой подвержены все экономические субъекты, положительных трансакционных издержек и непрерывного процесса конкуренции и развития институтов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ