Обозрение как жанр аналитической журналистики

Цели и задачи

Цель данной работы – рассмотреть особенности обозрения как жанра аналитической журналистики.

Введение и актуальность


То есть, можно говорить об особых функциях аналитических статей. Она заключается в том, что аналитические статьи объясняют читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственных связей и благодаря этому инициируют их к размышлениям, действиям, связанным с предметом отображения в публикации.
Кроме того, они обращают внимание аудитории на задачи, проблемы, возникающие в связи с описываемыми ситуациями, показывают, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников этих ситуаций.
Что касается структурной организации аналитических статей, то журналисты, как правило, имеют дело с большой группой фактов, которые уже в самом начале работы требуют тщательного отбора, систематизации и классификации. Задача авторов – не просто предъявить читателям факты, а проиллюстрировать их в контексте конкретных проблем. Поэтому при структурной организации аналитических статей главная роль должна отводиться следующим моментам:
– выдвижение основных тезисов для доказательства;
– построение системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутых тезисов;
– выводы, основанные на доказательствах.
Нельзя не отметить, что в настоящее время аналитическая журналистика, как впрочем, и журналистика в целом, переживает кризис.
Это выражается в том, что наблюдается снижение статуса журналистики в российском обществе. Об этом свидетельствует тот факт, что, по данным социологических исследований, в 2010-е годы журналистике доверяют только 17% населения вместо 80%, которые доверяли в 1995 г.
Также снижается профессионализм журналистов. В регионах России до 70% творческих работников печатных СМИ не имеют специального образования.
Кроме того, меняется жанровая картина СМИ России. А. А. Тертычный отмечает, что этот процесс идет по двум направлениям. Первое – проникновение и закрепление на российском рынке «клонов» зарубежных, чаще всего американских, продуктов. Второе – происходит трансформация функции традиционных для отечественной журналистики жанров. Так, почти ушли из печатных СМИ полемические статьи, круглые столы, дискуссионные клубы (или превратились в поверхностные шоу)».
Уместно отметить, что даже на не очень искушенный взгляд, в российской аналитике в большей степени присутствует авторское «я», то есть автор часто дает субъективную оценку анализируемому событию. Эту мысль подтверждает М.В. Григорян, говоря о том, что постсоветская аналитика «во многом индивидуальна, эмоциональна и может быть полемичной. Авторы доказывают свою точку зрения, спорят, насыщая речь эмоционально окрашенной лексикой, стараются убедить читателя в своей правоте».
Таким образом, факт или событие в аналитической журналистике – это не только объект, но и цель, и даже средство обоснования позиции журналиста, аргумент, на который автор может опираться при приведении доказательств собственной точки зрения.
2. Обозрение как жанр аналитической журналистики

Заключение и вывод

К аналитическим жанрам относят статью, комментарий, версию, журналистское расследование, а также обозрение и обзор. Эти жанры объединяет глубокое исследование и всесторонний анализ фактов. Журналист проводит поэтапный анализ, синтезируя общественную действительность и выявляя искомое явление, затем членит его на составляющие, детально рассматривая каждую, выделяя главное и существенное на фоне второстепенного, фонового. Как результат кропотливого анализа делается вывод, читателю предоставляются обобщения, рекомендации, авторские замечания.
Предметом аналитической журналистики нечасто становятся текущие события, исторически этот жанр журналистики не относится к оперативным. Зато обязательным признаком этого жанра является наличие в публикации элементов прогностики, определения путей и методов решения рассматриваемой проблемы.
Как правило, аналитические статьи связаны с политикой или экономикой. Реже пишут аналитику, связанную с социальной и другими сферами.
Обозрение, обзор – это статья, обобщающая какую-либо тематическую либо проблемную область жизни, тему; демонстрирует наличие, существование чего-либо.
Говоря о жанровом своеобразии обозрения, можно отметить его близость к статье, рецензии, корреспонденции и комментарию: движение мысли и ход изложения роднит его со статьей, опора на реальные факты – с корреспонденцией, большой процент цитирования СМИ – с рецензией, а очевидное личностное начало и четкая авторская позиция – с комментарием.
Что касается отчетливой авторской позиции, то в отличие от комментария, центральное значение имеет не столько само рассуждение автора, сколько события, факты и явления, послужившие основой для анализа. Острые, вызывающие интерес новости или процессы, происходящие в обществе, излагаются для аудитории в упрощенной форме: факты осмыслены и преподнесены с квалифицированными объяснениями.
Судьба обозрения, как и других аналитических жанров, в российских СМИ в настоящее время не завидна. По мнению А. А. Тертычного, обозрение постепенно исчезает из публицистического арсенала современных СМИ, а его функции частично заимствуются родственными жанровыми формами – комментариями и др.
Анализ ряда СМИ, проведенный А. А. Тертычным, показал, что в подавляющем большинстве СМИ не наблюдается жанрового разнообразия. К примеру, в газете «Экономика и жизнь», даже название которой обязывает давать разнообразную аналитику, превалируют всего 4 жанра. На первом месте стоит гибридный жанр комментарий-консультация, на втором – вопрос-ответ, на третьем – справка, на четвертом – заметка.
То есть, преобладают информационные жанры (об этом говорит и название рубрик: «Для руководителя», «Для бухгалтера» и т.д.)
Журналист-аналитик в поисках фактов и впечатлений использует «включенные», в том числе научные методы и способы: едет в командировку, участвует в мероприятиях, изучает информационные ресурсы, встречается с собеседниками, а затем в творческой лаборатории создает публицистический образ увиденного, услышанного, прочувствованного на основе литературно-художественных приемов.
Важное требование, как журналистики в целом, так и, естественно, аналитической журналистики, – объективность, а также культура дискуссии и уважение к мнениям, отличным от собственных.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ