Нормы права как особый вид социальных норм: понятие, значение функции в механизме правового регулирования.

Цели и задачи

Цель работы – дать характеристику социальной нормы как особого вида социальной нормы.

Введение и актуальность


Подводя итоги и в целом описывая нормативную систему, действующую в социуме сегодня, можно сказать, что регуляторы–социальные нормы, составляющие её, имеют похожее содержание. Именно данная общность объединяет все нормативные регуляторы и систему, позволяет реализовать их изучение и усовершенствование. Но вместе с этим каждый из нормативных регуляторов обладает огромной спецификой. Нужно отметить, что данные регуляторы не только контактируют между собой, но и подвергаются некому давлению со стороны общественных ненормативных регуляторов, что также вызывает большую специфику в их влиянии на социальную атмосферу. Нормативная система в социуме — это целостная система, ведь определенные элементы, составляющие её, взаимодействуют между собой, и данное взаимодействие имеет соответствующие характеристики. Характер этих взаимодействий проявляется в действии нормативное системы.

2. Реализация норм права
Традиционно в литературе выделяют следующие формы реализации права: соблюдение, т. е. воздержание от совершения запрещенных правом действий (можно сказать, что в данном случае идет речь о пассивном поведении); исполнение, т. е. совершение действий по претворению в жизнь правовых норм, предусматривающих соответствующие обязанности, выполнение обязывающих правовых предписаний; использование, т. е. осуществление, правомочий соответствующим субъектом по его усмотрению. Также типичным, общепризнанным является взгляд ученых-теоретиков права на то, что следует выделять еще одну форму реализации – правоприменение. В. В. Лазарев и С. В. Липень указанные формы – соблюдение, исполнение и использование – называют формами непосредственной реализации права, так как субъекты осуществляют нормы самостоятельно. Когда же они вынуждены прибегать к официальному содействию органов государства, тогда следует говорить о такой форме реализации права, как применение. Под ним они понимают деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Для достижения установленных в законодательстве целей необходимо, чтобы государство применило соответствующую норму. Когда мы говорим о применении права, то, действительно, речь идет о явном выстраивании отношений по принципу «власть-подчинение». Несмотря на общепринятый взгляд о том, что применение есть одна из форм реализации права, отметим справедливость сомнений Р.З. Лившица в целесообразности такого разграничения. Он полагал, что реализовать право можно, только применяя его. По его справедливому, с нашей точки зрения, замечанию, применение права – это процесс претворения правовых норм в общественную практику. Ранее в одном из советских учебников подчеркивалось, что «хотя в процессе применения права компетентные органы и должностные лица непосредственно сами реализуют (соблюдают, исполняют и используют) определенные нормы права, регулирующие их деятельность, все же главное его назначение состоит в обеспечении реализации правовых норм другими субъектами – теми, в отношении которых применяется право. Другими словами, правоприменение есть государственно-властный способ организации осуществления норм права». На наш взгляд, весьма емкое определение. Поэтому, когда используем термин «правоприменение», то речь также идет о реализации права (соблюдении, исполнении, использовании), но с позиции государственно-властной организации – о процессе претворения норм права в практику властными субъектами. Например, несоблюдение норм приводит к применению мер ответственности. Следовательно, можно говорить о правореализационной или (что идентично и более привычно) правоприменительной деятельности (практике) со стороны суда или иного уполномоченного органа по реализации норм (санкций). Посредством применения права «государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций».В процессе реализации права, в том числе в процессе правоприменения, возникает множество проблем, споров, коллизий, требующих своего разрешения. Ни в одном государстве процесс реализации правовых норм не проходит гладко. Совершаются правонарушения, допускаются ошибки при осуществлении правоприменительной деятельности, граждане и иные субъекты могут предъявлять необоснованные требования, злоупотреблять своими правами, уклоняться от выполнения своих обязанностей. Такого рода последствия, причины недобросовестной реализации права требуют своего анализа, и на этой основе возможны коррективы первоосновы – самих правовых норм с целью их модернизации, а также поведения участников правоотношений. В силу его общественной полезности правомерное поведение поощряется государством, а правонарушения как антипод надлежащей реализации права подлежат наказанию. В юридической литературе можно встретить весьма объемные определения правомерного поведения. Под ним понимают «социально значимое, полезное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, управомоченных или обязанных лиц, подконтрольное их сознанию и воле, соответствующее нормам права». Правомерным является поведение, которое находится в границах правового регулирования. Хотя возникает, как справедливо отмечается в литературе, другой вопрос – о границах правового регулирования. В правовой сфере большинство деяний составляют правомерные поступки. Благодаря этому существует нормальное функционирование общества и государства, обеспечиваются права и свободы граждан. Таким образом, реализуются правовые предписания, достигаются те цели, которые ставил нормотворческий орган.

Заключение и вывод

Социальное регулирование обладает следующими признаками: 1. Оно выступает как взаимоотношение между субъектом и объектом регулирования. Все ступени регулятивного цикла связаны с сознанием. Для подкрепления действенности своих программ субъект регулирования использует авторитет социальных институтов, поддерживающих регулирование, например, государства. 2. Содержание социального регулирования определяется характером экономического строя общества и его культурой. В качестве объекта социального регулирования выступают общественные процессы любого типа, общественные связи и отношения между людьми, подлежащие переводу из одного состояния в другое. 3. Социальное регулирование проникает во все сферы жизнедеятельности общества. Функциональным назначением социального регулирования является изменение социальных процессов в направлении, требуемом субъектом. Нормативность – это абсолютное свойство высшей формы материи – социальной жизни. Нормативность является объективной необходимостью, закономерностью развития социальной жизни. Нормативность как социальное явление служит универсальной организационной основой регулирования общественных отношений. Нормативность реальной жизни имеет определенные формы, в которых она объективируется в средства социального регулирования и управления. С.С. Алексеев дает следующее определение нормативного регулирования в структуре социального регулирования общественной жизни: «Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т.е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию». Нормативные регуляторы устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений. Они неперсонифицированы; имеют четкую логическую структуру. Наличие четких санкций ведет к обязательности их исполнения. К нормативным регуляторам относится правовой, моральный, религиозный (каноническое право). В совокупности нормативные регуляторы образуют целостную систему соционормативного регулирования, которая утверждает общественный порядок, стабилизирует процесс урегулирования общественных отношений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ