Нормы права как особый вид социальных норм: понятие, значение функции в механизме правового регулирования.
Цели и задачи
Цель работы – дать характеристику социальной нормы как особого вида социальной нормы.
Введение и актуальность
Подводя итоги и в целом описывая нормативную систему, действующую в социуме сегодня, можно сказать, что регуляторы–социальные нормы, составляющие её, имеют похожее содержание. Именно данная общность объединяет все нормативные регуляторы и систему, позволяет реализовать их изучение и усовершенствование. Но вместе с этим каждый из нормативных регуляторов обладает огромной спецификой. Нужно отметить, что данные регуляторы не только контактируют между собой, но и подвергаются некому давлению со стороны общественных ненормативных регуляторов, что также вызывает большую специфику в их влиянии на социальную атмосферу. Нормативная система в социуме — это целостная система, ведь определенные элементы, составляющие её, взаимодействуют между собой, и данное взаимодействие имеет соответствующие характеристики. Характер этих взаимодействий проявляется в действии нормативное системы.
2. Реализация норм права
Традиционно в литературе выделяют следующие формы реализации права: соблюдение, т. е. воздержание от совершения запрещенных правом действий (можно сказать, что в данном случае идет речь о пассивном поведении); исполнение, т. е. совершение действий по претворению в жизнь правовых норм, предусматривающих соответствующие обязанности, выполнение обязывающих правовых предписаний; использование, т. е. осуществление, правомочий соответствующим субъектом по его усмотрению. Также типичным, общепризнанным является взгляд ученых-теоретиков права на то, что следует выделять еще одну форму реализации – правоприменение. В. В. Лазарев и С. В. Липень указанные формы – соблюдение, исполнение и использование – называют формами непосредственной реализации права, так как субъекты осуществляют нормы самостоятельно. Когда же они вынуждены прибегать к официальному содействию органов государства, тогда следует говорить о такой форме реализации права, как применение. Под ним они понимают деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Для достижения установленных в законодательстве целей необходимо, чтобы государство применило соответствующую норму. Когда мы говорим о применении права, то, действительно, речь идет о явном выстраивании отношений по принципу «власть-подчинение». Несмотря на общепринятый взгляд о том, что применение есть одна из форм реализации права, отметим справедливость сомнений Р.З. Лившица в целесообразности такого разграничения. Он полагал, что реализовать право можно, только применяя его. По его справедливому, с нашей точки зрения, замечанию, применение права – это процесс претворения правовых норм в общественную практику. Ранее в одном из советских учебников подчеркивалось, что «хотя в процессе применения права компетентные органы и должностные лица непосредственно сами реализуют (соблюдают, исполняют и используют) определенные нормы права, регулирующие их деятельность, все же главное его назначение состоит в обеспечении реализации правовых норм другими субъектами – теми, в отношении которых применяется право. Другими словами, правоприменение есть государственно-властный способ организации осуществления норм права». На наш взгляд, весьма емкое определение. Поэтому, когда используем термин «правоприменение», то речь также идет о реализации права (соблюдении, исполнении, использовании), но с позиции государственно-властной организации – о процессе претворения норм права в практику властными субъектами. Например, несоблюдение норм приводит к применению мер ответственности. Следовательно, можно говорить о правореализационной или (что идентично и более привычно) правоприменительной деятельности (практике) со стороны суда или иного уполномоченного органа по реализации норм (санкций). Посредством применения права «государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций».В процессе реализации права, в том числе в процессе правоприменения, возникает множество проблем, споров, коллизий, требующих своего разрешения. Ни в одном государстве процесс реализации правовых норм не проходит гладко. Совершаются правонарушения, допускаются ошибки при осуществлении правоприменительной деятельности, граждане и иные субъекты могут предъявлять необоснованные требования, злоупотреблять своими правами, уклоняться от выполнения своих обязанностей. Такого рода последствия, причины недобросовестной реализации права требуют своего анализа, и на этой основе возможны коррективы первоосновы – самих правовых норм с целью их модернизации, а также поведения участников правоотношений. В силу его общественной полезности правомерное поведение поощряется государством, а правонарушения как антипод надлежащей реализации права подлежат наказанию. В юридической литературе можно встретить весьма объемные определения правомерного поведения. Под ним понимают «социально значимое, полезное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, управомоченных или обязанных лиц, подконтрольное их сознанию и воле, соответствующее нормам права». Правомерным является поведение, которое находится в границах правового регулирования. Хотя возникает, как справедливо отмечается в литературе, другой вопрос – о границах правового регулирования. В правовой сфере большинство деяний составляют правомерные поступки. Благодаря этому существует нормальное функционирование общества и государства, обеспечиваются права и свободы граждан. Таким образом, реализуются правовые предписания, достигаются те цели, которые ставил нормотворческий орган.
Заключение и вывод
Социальное регулирование обладает следующими признаками: 1. Оно выступает как взаимоотношение между субъектом и объектом регулирования. Все ступени регулятивного цикла связаны с сознанием. Для подкрепления действенности своих программ субъект регулирования использует авторитет социальных институтов, поддерживающих регулирование, например, государства. 2. Содержание социального регулирования определяется характером экономического строя общества и его культурой. В качестве объекта социального регулирования выступают общественные процессы любого типа, общественные связи и отношения между людьми, подлежащие переводу из одного состояния в другое. 3. Социальное регулирование проникает во все сферы жизнедеятельности общества. Функциональным назначением социального регулирования является изменение социальных процессов в направлении, требуемом субъектом. Нормативность – это абсолютное свойство высшей формы материи – социальной жизни. Нормативность является объективной необходимостью, закономерностью развития социальной жизни. Нормативность как социальное явление служит универсальной организационной основой регулирования общественных отношений. Нормативность реальной жизни имеет определенные формы, в которых она объективируется в средства социального регулирования и управления. С.С. Алексеев дает следующее определение нормативного регулирования в структуре социального регулирования общественной жизни: «Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т.е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию». Нормативные регуляторы устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений. Они неперсонифицированы; имеют четкую логическую структуру. Наличие четких санкций ведет к обязательности их исполнения. К нормативным регуляторам относится правовой, моральный, религиозный (каноническое право). В совокупности нормативные регуляторы образуют целостную систему соционормативного регулирования, которая утверждает общественный порядок, стабилизирует процесс урегулирования общественных отношений.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт