Направления и механизмы формирование правовой культуры в условиях углубления культурно-цивилизационных разл

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть особенности правовой культуры.

Введение и актуальность


Правовая культура относится к духовной части культуры в целом, хотя в ее содержании проявляются материализованные объективированные элементы. Правовая культура – это многогранное социальное явление, ядром которой является право. Она включает правовую надстройку: правотворчество, законность, правоприменительную и иную деятельность.
В узком смысле правовая культура понимается как система нормативных отношений между различными субъектами, основанная на социальном взаимодействии.
В широком смысле – это есть те знания, убеждения личности, реализуемые в процессе труда и общения, а также отношение к материальным и духовным благам общества. Современная правовая культура строится на конституционных принципах: принципе равенства всех перед законом и судом, принципе свободы, принципе справедливости, однако практика показывает, что это далеко не так. Полагаем, что развитие правовой культуры будет исходить из ее структуры, а именно:
из общего правосознания общества (взгляды и отношение к праву),
из действий и функционирования органов государственной власти (их влияние на развитие правосознания в обществе),
уровень и качество применения юридической техники в правотворчестве,
общий правовой порядок общества.
По мнению Ю.С.Завьялова, элементом структуры правовой культуры является Конституционный Суд РФ. Автор считает, что Конституция РФ установила Конституционный Суд как часть законодательной  власти, так как признается незаконным то, что объявляет незаконным Конституционный Суд РФ.
Если исходя из этого анализировать развитие правовой культуры, то следует обратить внимание на судебную систему современной России, в отличие от советского периода, федеральные судьи стали назначаться пожизненно, институт мировых судей формируется органами исполнительной власти субъектов Федерации. Генетика также обнаруживается в нормах различных отраслей права.
Одним из факторов, влияющих на правовую культуру, выступает правовой нигилизм и реже правовой идеализм. В современной России в средствах массовой информации, на официальных выступлениях государственных органов чаще слышим понятия правовой нигилизм.
Так, А. И Новиков считает, что «признаком нигилизма является не объект отрицания, а степень отрицания, его категоричность и всеобщность». Множество людей не понимают ценность права, поэтому его отрицают, не доверяют органам государственной власти и местному самоуправлению – все это является факторами, снижающие правовую культуру. Правовой нигилизм укоренился в правосознании русского народа, десятилетиями отвергавшего право, жившего по традициям, обычаям. Как отмечает А. Валицкий - праву в России не повезло. В России множество законов, но не все должным образом применяются.  Итак, разберем эти понятия. Нигилизм в самом общем плане означает отрицание, недооценку права, а идеализм – переоценку, идеализацию.
Рассматривая советскую эпоху можно заметить, что излюбленным методом руководства в коммунистические времена  было провозглашение громких политических лозунгов и починов.
Существовала даже программа «500 дней», именно за такой срок планировалось преобразовать «развитой социализм» в «развитой капитализм», переход от плановой экономики к рыночной экономике. Все это  и есть результат правового идеализма, где люди верили в чудеса законов, издаваемых властью, однако такие грандиозные планы ни к чему хорошему не привели. 
В условиях «перестройки» у многих сложилось убеждение, что достаточно принять хорошие, мудрые законы и все наладится. Но чудес не происходило, и дела стояли на месте. Позднее нарастали протестные настроения, оно и понятно – ведь сами по себе законы не могут общество накормить, обуть они лишь выступают регулятором уже устоявшихся общественных отношений. Порой и в наше время хватает ничтожных правовых актов. А ведь еще римские юристы говорили: «Бездействующий закон хуже отсутствующего».
Для того чтобы повысить правовую культуру, ее нужно развивать в молодости, поэтому российская общественность обеспокоена растущим уровнем нигилизма у молодежи. Асфандиаров Б.М., кандидат юридических наук, в этой связи предполагает принятие мер в области воспитания и образования детей и подростков, с целью формирования необходимого гражданам новой России духовного развития на базе правовых знаний в области основных прав и свобод человека,  с учетом международных соглашений, в которых состоит Российская Федерация.  
Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в школе, семье. Знание гражданами  своих прав, свобод, а так же обязанностей перед обществом и государством является составной частью правовой культуры.
В своем научном труде П.И. Новгородцев считает, что кризис правосознания возможно преодолеть, если ввести в основы понимания права религиозно–нравственную составляющую, как единственно верно скрепляющую ценность любого общества и России в том числе. Опираясь на проблемы правовой культуры, М. В. Саакян, кандидат социологических наук, выдвинул следующие способы повышения правовой культуры:
компетентным государственным органам по организации и проведению на должностном уровне правового воспитания, следовало бы уделять больше внимания изучению текста Конституции РФ в образовательных учреждениях, поскольку хуже всего по результатам опроса Основной Закон знают опрошенные моложе 25 лет;
важно ознакомить граждан с образцами и идеалами, правовым опытом тех стран, где уровень правосознания у населения выше, чем в России, где стабильнее законодательство, действует уважение к закону и ответственности перед ним, где правовой культурой проникнуты все структуры социального и государственного механизма;
министерству Юстиции РФ возглавить работу по правовому просвещению населения, а также осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями;
разработать и принять Указом Президента Российской Федерации федеральную программу развития правовой культуры в стране;
разработать и организовать, конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
определить объем необходимых юридических знаний, которыми должны обладать специалисты юристы, работающие в любой сфере, а также обязанности по соблюдению норм права необходимых в своей отрасли;
обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения.
Таким образом, к сожалению, на современном этапе нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры.
Повысить его способны тщательно продуманная  правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Заключение и вывод

Правовая культура является необходимым фактором социализации человека. Она ставит границы свободе его социального выбора и во многом определяет направленность духовного развития, тем самым оказывая гораздо большее воздействие на действия субъекта, чем санкции государственной власти.
Внутренние этические и правовые установки являются важными аутодетерминантами правовой социализации личности.
Таким образом, правовая культура обладает возможностью не только закреплять сложившиеся в социуме отношения, но и создавать новые связи, к которым часто общество и выражающий его интересы законодатель сознательно стремятся. Ее системообразующей компонентой является правосознание.
В правовой культуре присутствуют как пережитки прошлого, так и зачатки будущего.
Успешно развивается именно то общество, которое не цепляется за отжившее, а используя все лучшее из прошлого, принимает инновационные решения, отвечая на исторические вызовы, благодаря чему и движется вперед по пути прогресса.
Основным критерием оценки правовой культуры социума является его юридическая практика: насколько эффективно институт права, сложившийся под воздействием социокультурных доминант, способствует успеху общественного развития данного сообщества людей – «носителей» исторически сложившейся системы правовых архетипов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ