Налоговый механизм государственного регулирования доходов физических лиц

Цели и задачи

Цель данной работы заключается в изучении налога на доходы физических лиц в виде реформирования принципов и механизма взимания с учетом рыночных условий.

Введение и актуальность


В соответствии с законодательством налог представляется обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым с физических лиц и предприятий посредством отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления денежных средств с целью государственного финансового обеспечения деятельности (п. 1 ст. 8).
Основа в понятии налога заключается в выработанных судебной практикой Конституционного Суда РФ признаках и суждениях. Например, в соответствии с правовой позицией высшего судебного органа налоговый платеж является основанной на законодательных нормах формой отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публичной власти, которое осуществляется, учитывая обязательность, безвозвратность, индивидуальную безвозмездность.
В юридической литературе определение понятия и признаков налога, в основном, осуществляется при использовании терминов «платеж» либо «экономические пожертвования».
Например, А.А. Исаевым налоги определяются в качестве обязательных денежных платежей частных хозяйств, служащих для покрытия общих государственных расходов и единиц самоуправления. При этом автором акцентируется важная роль определения «денежные» при осуществлении характеристики налога, поскольку данный термин способствует выявлению отличий налогов от натуральных повинностей.
И. И. Янжулом осуществляется рассмотрение налогов в качестве односторонних экономических пожертвований граждан либо подданных, взимаемых государством либо иными общественными группами как общественными представителями на легальной основе и законными способами из их частного имущества в целях удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек.
В настоящее время определение налогов представляет их в качестве обязательных и по юридической форме индивидуально безвозмездных платежей юридических и физических лиц, установленных органом государственной власти в целях зачисления в государственную бюджетную систему при определении их размера и сроков уплаты.
Таким образом, легальная дефиниция налогов, а также выработанные в рамках правовой доктрины их признаки налога имеют соответствие конституционным положениям, в соответствии с которыми устанавливается обязанность оплаты определенных на законодательном уровне налогов и сборов.
При этом указанные определения, а также конституционные положения, согласно которых налог представляется в виде платежа, не являются свободными от критических замечаний, поскольку вызывают спорные суждения при правоприменении и судебных рассмотрениях, а также при реализации налогово-правовой доктрины, соответственно, возникает необходимость в серьезных доработках.
Также отмечается, что определение налога на законодательном уровне, рассматривающееся в виде лишь денежной формы исполнения налоговой обязанности перед фискальными органами, не является отражением всех предусмотренных налоговым законодательством форм прекращения налоговых обязанностей должниками перед государством [5, с.61].
Будучи составной частью сферы действия налоговых правовых норм, частные субъекты в качестве физических лиц и организаций представляют собой сторону налогового обязательственного правоотношения, исполнение обязанности в рамках которого осуществляется не только с использованием денежной формы.
К примеру, в соответствии с законодательством основания для прекращения налоговой обязанности, кроме непосредственного перечисления денежных средств в бюджет, являются следующими в виде [6, с.46]:
-смерти физического лица,
-ликвидации/реорганизации предприятия, являющегося налогоплательщиком,
-других обстоятельств, являющихся в соответствии с действующим налоговым законодательством списанием безнадежных налоговых,
-отмены определенного вида налога и придания соответствующему акту обратной силы.
Таким образом, термин "платеж", используемый законодателем при определении налога, подразумевает только денежную форму прекращения налоговой обязанности и не учитывает законодательных предписаний о других основаниях прекращения налоговых обязанностей, не связанных с денежными средствами.
В соответствии с налоговыми предписаниями схема налоговых обязательственных отношений представляется в виде возможности исполнения налоговой обязанности лицом, не являющимся объектом налогообложения.
Исполнение налоговой обязанности лицами, не являющихся прямыми объектами налогообложения, обуславливается наличием предписаний гражданского законодательства, устанавливающего особый статус должника, представляющегося участником гражданского оборота.
К примеру, в случае реорганизации юридического лица уплата налогов и пени реорганизованной компании возлагается на его правопреемников, при этом погашение оставшейся задолженности в отношении налогов, пеней и штрафов ликвидируемого предприятия возлагается на ее учредителей (участников).
Следовательно, на законодательном уровне осуществляется определение довольно широкого круга субъектов, выступающих как должники при возникновении налоговых обязательственных отношений.
В целях определения сущности налога необходимо проведение исследования категории налогового обязательства, механизмы исполнения обязанности в рамках которого являются центральным элементом при осуществлении налогового правового регулирования.
Однако отмечается, что в российском налоговом законодательстве отсутствует понятие налогового обязательства, но при этом конструкция налогового обязательства применяется в практической деятельности российской судебной системы, а имеет закрепление в налоговом законодательстве зарубежных стран.
В настоящее время подразделение в налоговом законодательстве налогов на отдельные виды является ключевым практическим значение в связи с особенностями их правовой природы и совершенствования налогооблагаемых механизмов [8, с.37].
Соответственно, определяющим значением является отнесение налога к конкретным видам в целях защиты прав налогоплательщиков, а также при установлении специфических свойств режимов их регулирования.
К примеру, разделение налогов в виде прямых и косвенных отличается важным практическим значением при применении предусмотренных налоговым и таможенным законодательством механизмов регулирования, а также при толковании международных соглашений по вопросам, связанным с избежанием двойного налогообложения.
Кроме того, отнесение налогов к рентным обуславливается особенностями их правовой природы, при этом разделение налогов в виде целевых и общих обуславливается предусмотренными бюджетным законодательством способами, связанными с формированием и использованием поступающих в бюджетную систему налогов.

Заключение и вывод


В настоящее время перед Правительством Российской Федерации стоит задача преобразовать экономику, перевести ее на новые рельсы и продвинуться на пути экономического развития в направлении достижения благосостояния каждого гражданина. Здесь основной предпосылкой является рациональное налогообложение доходов физических лиц, которое наиболее приближается к социально-ориентированной товарно-денежной экономике.
Налог на доходы с физических лиц связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.
Социальный потенциал налоговой системы в современной России, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне - и малообеспеченным слоям населения практически не используется.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ