Влияние игровой деятельности на развитие мышления младших школьников

Наглядно-образное – это один из видов мышления, которое связано с представлением ситуаций. С помощью этого мышления наиболее полно воссоздается многообразие различных характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано видение предмета с разных точек зрения. Особенность данного типа мышления в установлении необычных сочетаний предмета и их свойств.
Абстрактное (логическое) – это вид мышления в ходе, которого формируются различные виды обобщений, понятия.
Теоретическое – это вид мышления, основанный на выделении и анализе. Позволяет мысленно изменять объект исследования тем самым получать наиболее полную картину.

Рис. 1. Виды мышления
Практическое – это вид мышления связанный с постановкой целей, выработкой планов.
Аналитическое – это вид мышления также как и логическое обладает способностью анализа и синтеза информации. Особенности данного вида мышления заключаются в кропотливом изучении проблемы и детальном построении плана.
Интуитивное – это тип мышления, в котором не выделяются этапы, вся задача воспринимается комплексно, и человек приходит к выводу, не успев пронаблюдать процесс формирования мыслей об этом.
Реалистичное – это мышление, направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами.
Аутистическое – это мышление, связанное с реализацией собственных потребностей и желаний.
Эгоцентричное – это вид мышления характерной чертой, которого является неспособность поставить себя на позицию других
Творческое – это один из видов мышления, характеризующийся созданием субъектом нового продукта и самой познавательной деятельности по его созданию (О.К. Тихомиров).
Также в научной литературе встречаются следующие понятия: дивергентное мышление и креативность.
Дивергентное мышление (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») обычно противопоставляется конвергентному мышлению (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру»). И если конвергентное мышление отражает фокусировку человека на одном главном решении проблемы, то конвергентное связано со способностью человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.
Дивергентное мышление – вид творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач, суть которого заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.
Под творческим мышлением, часто понимают такое качество, как креативность, которое измеряется тестами (Дж. Гилфорд, П. Торренс и др.) [12]. Креативность – это способность к творческому мышлению, преобразованию информации при отказе от стереотипных способов мышления. Ее характеристиками являются оригинальность, обостренное восприятие недостатков, дисгармонии в логических построениях, семантическая и образная гибкость.
Анализируя характеристики креативности, можно заметить, что они являются неотъемлемой частью творческого мышления и одновременно характеризуют дивергентное мышление. Поэтому в нашей работе будет использоваться более широкий термин «творческое мышление».
Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств (свойств). В аспекте данного исследования важно определить такие качества мышления, как: быстрота, гибкость, глубина.
Быстрота мышления − способность находить правильные решения в условиях дефицита времени.
Гибкость мышления − умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения.
Глубина мышления − степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи [22].
Исследователи, занимающиеся изучением творческого мышления (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах, Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон, А. Осборн, Е. Торренс, Дж. Брунер, Д.П. Гилфорд, М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский, С.С. Степанов, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, Б.М. Рудин, Е.Е. Туник и др.), выделяют такие важные свойства данного вида мышления, как: беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Е. Торренс отмечает еще сопротивление замыканию, абстрактность названия.
Беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени) характеризует творческую продуктивность человека, способность высказывать максимальное количество идей в определенный промежуток времени.
Гибкость понимается как способность переключаться с одной идеи на другую.
Оригинальность − это способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов. Она свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления человека. Сложность, или «разработанность» отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи.
Сопротивление замыканию – отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею».
Абстрактность названия – выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения.
Человек, обладающий творческим дивергентным мышлением, сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ