Юридическое консультирование руководства и персонала организации
Цели и задачи
целью работы является комплексный теоретический анализ юридического консультирования руководителя и персонала организации.
Введение и актуальность
Юридические службы компаний не всегда обладают собственным ресурсом для качественного выполнения отдельных видов правовой работы, иногда возникает необходимость провести независимую юридическую экспертизу предлагаемых юридической службой правовых решений или усилить правовую позицию организации авторитетом внешнего консультанта. В этих и других случаях юридической службе приходится прибегать к услугам внешнего юриста (к аутсорсингу). Аутсорсинг юридических услуг (абонентское юридическое обслуживание) — это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, связанное с выполнением всего или части функционала юридического подразделения организации. Как показывает практика, более двух третей (около 70%) компаний пользовались услугами юридического консалтинга.Юридический аутсорсинг позволяет получить сопровождение квалифицированных юристов, специализирующихся на отдельных, достаточно узких вопросах. Не имеет смысла держать своего узкого специалиста в штате, но штат, как правило, не рассчитан на решение проблем, возникающих вне рамок текущей деятельности компании. Кроме того, независимый взгляд внешних специалистов может оказаться важен для достижения положительного результата. Еще одним преимуществом привлечения внешнего консультанта является то, что юридическая фирма, например, не болеет, не уходит в отпуск, не переходит на работу к конкурентам и хранит конфиденциальность информации, а также позволяет разгрузить работу бухгалтерии (зарплату юридической службе начисляет сама фирма-аутсорсер), поэтому вместо того, чтобы ежемесячно платить зарплату штатным юристам и страховые взносы во внебюджетные фонды, достаточно один раз в месяц перечислить вознаграждение аутсорсеру. Важным является также то, что расходы на оплату юридического аутсорсинга можно учесть в целях налогообложения прибыли как расходы на юридические и информационные услуги (подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Для юридической службы компании возникает необходимость в правильной и эффективной организации взаимодействия с внешними консультантами.
Обычно внешних консультантов для юридического сопровождения деятельности привлекают: для подготовки заключений или систематического получения актуальной правовой информации, необходимой для принятия правильных правовых решений в компании; подготовки договоров и переговорного процесса (например, в конфликтных ситуациях, когда внешний консультант сможет выступить в роли стороннего посредника), правового сопровождения проектов, представительства в суде и урегулирования споров в досудебном порядке.
Часто юридические службы привлекают внешних консультантов в следующих случаях:
— при отсутствии требуемого для воплощения проекта уровня правовых знаний и навыков у юридической службы компании (например, при применении к заключаемому договору иностранного права), а также в случаях недостаточности у нее квалифицированных ресурсов;
— это требование местного законодательства (для представительства компании в судебном процессе в Германии необходимо привлечение адвоката, допущенного к ведению дел в данном суде) либо предусмотрено внутренними процедурами (представительство банка в деле о банкротстве заемщика). Некоторые авторы также рассматривали вопрос о привлечении иностранными компаниями, работающими в нашей стране, российских адвокатов;
— необходимо осуществить большой объем правовой работы в короткие сроки;
— необходимо использовать авторитет внешнего консультанта.
При работе с аутсорсингом юридическая служба должна быть своевременно проинформирована о правовых рисках, выявленных внешним консультантом, чтобы совместно с ним оценить степень воздействия этих рисков на проект и дать рекомендации руководителю по развитию проекта. Сотрудники юридической службы остаются ответственными за эффективное использование результатов их работы.
Говоря о взаимодействии юридической службы с внешними юристами, нельзя не отметить и недостатки такого взаимодействия.
Заключение и вывод
Пожалуй, одним из наиболее сложных моментов в консультировании – особенно для начинающих юристов – является объяснение человеку, что его проблема не имеет правового разрешения, и юрист не в силах ему помочь. Возможно, гражданин обратился к юристу слишком поздно, когда уже пропущен срок для обжалования какого-либо решения, акта, и нет оснований для его восстановления (признания уважительными причин пропуска); или еще до консультации он уже исчерпал все правовые средства защиты своих прав: имеется вступившее в силу судебное решение (иногда несколько решений судов первой и второй инстанции).
Иногда проблема вообще носит не правовой, а психологический характер (сложности во взаимоотношениях с родственниками, соседями, коллегами и т.д.), и человеку лучше обратиться за помощью к психологу, нежели к юристу. Тем не менее, клиент порой уверен в том, что именно в юридической консультации ему обязаны помочь: "Ведь вы же юристы и должны все знать, а иначе, зачем вы тогда здесь сидите?" Юрист должен быть психологически готов к подобным ситуациям. Он должен уметь объяснить гражданину, убедить его, что может разрешить далеко не все возникающие у людей проблемы. Должен научиться спокойно, аргументированно разъяснить, по каким причинам оказание правовой помощи в конкретном случае невозможно.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт