Миграционная политика Франции

Цели и задачи

Цель работы – изучить особенности миграционной политики в рамках стран Европы.

Введение и актуальность


Третий этап массовой миграции (середина 1970-х - конец 1980-х годов - до падения «железного занавеса» в странах Центральной и Восточной Европы) в странах Западной Европы, прежде всего, был связан с технологической революцией, которая была простимулирована энергетической кризисом. Технологическая революция способствовала интенсификации экономического развития и привела к снижению спроса на низкоквалифицированную рабочую силу.
При таких условиях правительства западноевропейских стран значительно усилили требования к новым мигрантам и даже сделали попытку вернуть на родину часть мигрантов, находящихся на их территориях. Однако, благодаря в целом гуманистическому Европейскому законодательству, возвращения мигрантов было замедлено, а вполне легальный процесс воссоединения семей только увеличил количество мигрантов.
Росту числа мигрантов также способствовала более высокая фертильность мигрантов, благодаря увеличению количества детей, рожденных в Европе, которые имели возможность получать больше социальных льгот.
В течение третьего этапа миграционной политики потоки чистой миграции в страны Западной Европы в среднем составляли 240 тыс. человек ежегодно. При этом вместе с экономическим ростом страны Южной Европы также получили статус стран-импортеров рабочей силы.
Четвертый этап миграции на Европейском континенте, который начался в конце 1990-х годов, был, во-первых, связан с кардинальными политическими и экономическими изменениями в странах Центральной и Восточной Европы, которые привели к усилению интеграционных процессов, а, во-вторых, с военными и этническими конфликтами внутри бывших Югославии и Советского Союза.
Одной из особенностей рынков труда стран ЕС в 1990-х годах был дисбаланс спроса и предложения рабочей силы: с одной стороны, на рынках была безработица, а с другой, наблюдался дефицит рабочей силы в области услуг, гостиничного бизнеса, торговли, банковской сферы. Для использования трудовых ресурсов из стран Центральной и Восточной Европы и СНГ странами ЕС были введены благоприятные условия для привлечения и пребывания необходимых категорий иммигрантов. Для повышения мобильности рабочей силы в пределах ЕС с середины 1990-х годов в Европе начала функционировать Шенгенская зона, которая в настоящее время охватывает 26 государств.
Вооруженные конфликты на территории бывших Югославии и СССР привели к резкому росту количества ходатайств о предоставлении убежища, поданных в Европе, пик которых пришелся на 1992 год - почти 700 000.
Вместе с тем существенное увеличение притока беженцев и трудовых мигрантов в начале 1990-х годов не создало существенных проблем устойчивому социально-экономическому развитию ЕС в течение 1990-х и 2000-х годов, потому что большинство из них имела образование (как минимум среднее), хотела быстро интегрироваться в европейское сообщество, поддерживала общеевропейские ценности. При этом страны ЕС в полной мере воспользовались положительными последствиями притока мигрантов - дешевая рабочая сила для низкоквалифицированных профессий - строительство, гостиничный бизнес и другие низкоквалифицированные услуги.
С другой стороны, благодаря более высоким материальным и социальным стандартам странам ЕС удалось привлечь высококвалифицированных мигрантов из стран СНГ, Азии и Северной Африки. С начала 2000-х годов страны ЕС, как и США, стали активно использовать аутсорсинг как средство привлечения иностранных высококвалифицированных рабочих, которые работают на европейские компании, но физически находятся за пределами ЕС.
Таким образом, можно констатировать, что в течение второй половины ХХ века и в начале XXI миграционная политика ЕС была эффективной, полностью достигла поставленной цели, способствовала повышению уровня благосостояния как в пределах Европы, так и за ее пределами. Мигранты из бедных стран, получая средства в ЕС, частично переводили их своим семьям на родину, а в случае экспорта в страны ЕС высококвалифицированной рабочей силы страны получали возможность развития тех отраслей образования, в которых выпускники имеют конкурентные преимущества на мировом рынке.
Наиболее удачным примером экспорта высококвалифицированной рабочей силы является развитие с начала образования, а затем и самой IT отрасли в Индии, Китае, России и Украине. Сначала высококвалифицированные программисты из перечисленных стран эмигрировали в США и страны ЕС, а сейчас - работают у себя на родине, увеличивая экспорт услуг.
Ситуация с влиянием мигрантов на социально-экономическое развитие стран ЕС существенно изменилась с началом активных фаз гражданских войн в Сирии, Ливии, Ираке и созданием ИГИЛ. Это связано с тем, что все предыдущие миграционные волны в Европу были управляемые со стороны государств, или, в случае военных конфликтов, приводили к притоку в ЕС мигрантов с образованием и общими европейскими ценностями.
Однако после «арабской весны» и разрушения государственных устоев в Ливии, Сирии, Ираке, создания ИГИЛ начался неконтролируемый приток мигрантов в страны ЕС. Так, до 2014 году почти 500 000 иностранцев подало ходатайство о предоставлении убежища в странах ЕС. В 2014 году количество ходатайств увеличилось до 700 000, в 2015 году количество беженцев превысило 1 млн. человек.
Таким образом, впервые в истории ЕС в страны региона прибывают мигранты без профессий, на которые есть спрос, и с менталитетом, что существенно отличается от европейского. Более того, значительное количество мигрантов из стран Азии и Северной Африки требуют помощи и враждебно относятся к странам ЕС, поскольку считают, что именно вмешательство стран Европы и США во внутренние дела их родин привело к разрушению стран, гражданских войн и существенного ухудшения уровня жизни населения.
При таких обстоятельствах страны ЕС должны немедленно создать условия для начала ассимиляции мигрантов из стран Азии и Северной Африки. Это, прежде всего, предусматривает создание специальных учебных мероприятий для изучения мигрантами языка страны-реципиента, получение профессий, на которые есть спрос в Европе, изучение культурных особенностей европейцев. Если же ассимиляция не произойдет, а мигранты будут накапливаться в своеобразных анклавах в пределах ЕС, то напряжение как в отношениях между мигрантами и европейцами, так и между странами ЕС при распределении миграционных квот будет расти, что, сначала приведет к разрушению Шенгенской зоны, а потом и самого Европейского Союза.
Для предотвращения новых неконтролируемых волн мигрантов ЕС также нужно переосмыслить цели и средства своей внешней политики, оставить в прошлом попытки вмешательства во внутренние дела других стран, осознать равноправие всех стран в международных отношениях несмотря на их политический строй, культурные и религиозные ценности, экономические системы.

Заключение и вывод

Миграционный кризис, охвативший Европейский Союз в 2015 году имеет этнополитическое окраску. Последствиями этого кризиса стали террористические атаки, сопровождавшиеся гибелью людей. Случаи этнополитического, религиозного терроризма в ЕС перестали быть единичными и сейчас составляют одну из главных угроз этнополитической безопасности объединенной Европы. Основной целью терроризма в ЕС в 2015 году стала Франция, мощный международный игрок, постоянный член Совета Безопасности ООН, ядерная держава, активный участник международной архитектуры безопасности и мира.
Франция в течение последних десятилетий проводила преимущественно либеральную миграционную политику, предлагая высокий уровень жизни, социальную защищенность и интеграцию мигрантов. За редким исключением, в частности годы правления Президента Саркози (2007-2012 гг.) ознаменовались ревизией политики мультикультурализма и жесткими антимиграционные мерами, которые вызвали критику ЕС. Среди них депортация цыган, выходцев из Болгарии и Румынии, запрет использования элементов религиозной одежды в общественных местах. Однако социально-экономические стандарты, которые предлагает Франция и другие страны ядра Евросоюза, несмотря на определенные ограничительные меры, остаются привлекательными для мигрантов даже с новоинтегрованих стран ЕС, не говоря уже о странах Африки и Ближнего Востока.
Однако именно миграционная политика Франции стала своеобразной призмой, которая концентрировала ряд проблем, характерных для миграционной политики Евросоюза в целом. Страна неоднократно становилась объектом этнополитической дестабилизации, беспорядков, террористических атак, вызванных социальным, экономическим и даже политическим давлением миграционного фактора. Социальное неравенство порождает депривацию и этническое недовольство, ведь во всех своих проблемах мигранты склонны обвинять несправедливую политику правительства. Не случайно организаторами и исполнителями большинства террористических атак во Франции были граждане этого государства, даже ее уроженцы, выходцы из эмигрантской среды. Это свидетельствует о том, что европейская страна так и не стала родиной для этих мигрантов второго поколения, которое родилось во Франции, провалив политику их интеграции в общество.
Невозможность этнокультурного и религиозного доминирования в государствах ЕС, необходимость считаться с западными ценностями, быть толерантными к другим религиям являются основными факторами этнического недовольства мусульман-мигрантов. Поэтому проблема интеграции мигрантов, выходцев с другой этнокультурной и религиозной среды, остается одним из главных вызовов для этнополитической безопасности Евросоюза. В то же время это не означает, что интеграция мигрантов как составляющая миграционной политики ЕС вообще не работает. Ведь многие мусульмане-мигранты европейского пространства признают толерантность основой общего проживания в полиэтническом обществе и отвергают преступные методы борьбы за утверждение позиций своей религии. Однако во многих случаях миграционная политика государств ЕС неэффективна, интеграционные программы не покрывают всех беженцев, стимулируя этническую геттоизацию в странах ЕС. Что, в свою очередь, приводит к накоплению негативных этнических явлений в эмигрантской среде - этнического недовольства, депривации, конфликтности взаимодействия, ксенофобии, расизма.
Все это негативно влияет на этнополитическую стабильность региона и снижает уровень обеспечения этнополитической безопасности ЕС с гарантированного к критически допустимому. Теракты в Париже 13 ноября 2015 года напрямую связаны с военным конфликтом в Сирии, поскольку террористы сопровождали их заявлениями о мести за Сирию. Жертвами трех взрывов возле стадиона "Стад де Франс", захвата и расстрела заложников в концертном зале Bataclan, расстрелов в ресторанах Парижа стали около 130 человек. Ответственность за серию терактов взяла на себя террористическая группировка Исламское государство, однако их организаторами и исполнителями были завербованы уроженцы Франции мигрантского происхождения. Международная террористическая организация «Исламское государство» пока угрожает терактами всем государствам, которые участвуют в авиабомбардировке ее позиций в Сирии.
Таким образом, террористические атаки в Париже 2015 свидетельствуют о крахе миграционной политики мультикультурности, ее несоответствие этнополитическим реалиям и указывают на необходимость перехода ЕС к мягкой ассимиляции мигрантов неевропейского происхождения. Ведь их растущее количество, нежелание интегрироваться и жить с соблюдением европейских ценностей является серьезной угрозой этнополитической безопасности объединенной Европы. Ценой вопроса является уже не только сохранение европейского этнокультурной среды ЕС, что все больше приобретает мусульманских, восточных признаков, но и безопасность Евросоюза, его сохранения как успешного интеграционного проекта. Впрочем, еврочиновники не склонны признавать степень угрозы этих тенденций. Председатель Европейской Комиссии Ж. Юнкер во время саммита G20 заявил, что менять миграционную политику Евросоюза после терактов во Франции не нужно, поскольку лица, совершившие нападения в Париже, были, прежде всего, преступниками, а не беженцами.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ