Международные экономические санкции:ожидания и эффективность

Цели и задачи

Целью работы является изучение ожиданий и эффективности от введения международных экономических санкций.

Введение и актуальность


Основной целью международных экономических санкций является принуждение правительства определённой страны (группы стран) изменить реализуемую внешнюю или внутреннюю политику вплоть до изменения конкретных решений разного уровня значимости (например, вывод войск с оккупированных территорий, освобождение из тюрем политических заключённых, прекращение поддержки международного терроризма и т.д.).
Также выделяют следующие геополитические цели международных экономических санкций: демонстрация силы; разрушение военного потенциала; прекращение нарушений прав человека; проведение прозрачных избирательных кампаний; прекращение поддержки международного терроризма.
Причинами интенсификации применения международных экономических санкций являются:
ограничения на применение военной силы, связанные с международным правом и институтами, а также с возможностями применения ядерного оружия в качестве ответных действий;
относительная дешевизна инструментов и методов экономического насилия по сравнению с непосредственными военными действиями;
мировоззренческий характер западных элит, которые чаще всего задействуют санкционные инструменты для достижения своих экономических и политических целей.
Экономические санкции как инструмент решения задач государства на международной арене являются достаточно распространенными и широко применяются для защиты национальных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов. В отличие от применения вооруженных сил либо иных форм силового разрешения международных противоречий санкции не влекут за собой непосредственные человеческие потери, повреждения инфраструктуры и иные формы прямого ущерба, характерного для ведения боевых действий.
Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что на сегодняшний день легитимными в рамках всего международного сообщества являются санкции, введенные в результате соответствующего решения Совета Безопасности ООН. В остальных случаях легитимность и правомочность введенных санкций рассматривается применительно к данной конкретной ситуации.
Например, ВТО признает право стран на защиту собственных национальных внешнеэкономических интересов, однако данная формулировка представляется чрезмерно широкой для регламентации общей санкционной практики. В этой связи, необходимо отметить, что в рамках международного взаимодействия также распространена практика т.н. контрсанкций или ответных ограничительных мер, которые принимаются государством, исходящим из той предпосылки, что санкционный режим незаконно ущемляет его интересы (практика симметричного ответа).
Вместе с тем, во многом справедливым является замечание о том, что на практике санкции, введенные против какой-либо страны в целях повлиять на основы ее внутренней и внешней политики (и тем более способствовать смене режима), полностью не достигали поставленных целей.
Таким образом, основной целью наложения международных экономических санкций является давление на страну угрозой или реальным нанесением ущерба, в результате которого могут быть спровоцированы недовольство и протесты среди населения, формирование давления на власть государства еще и изнутри, когда может быть достигнут уровень, неприемлемый для жизнеспособности государства.

Заключение и вывод

В заключении работы можно сделать следующие выводы.
Международные экономические санкции – это меры, способы и приёмы экономического характера, которые применяются странами, группами стран, международными организациями в отношении конкретной страны или группы стран с целью вынудить правительства стран-объектов санкций изменить свою политику.
Экономические санкции наиболее часто применялись после окончания «холодной войны» в конце XX в., когда в итоге глобализации и информатизации их значимость и эффективность существенно увеличились. Лидером по введению международных экономических санкций является США.
Основной целью наложения международных экономических санкций является давление на страну угрозой или реальным нанесением ущерба, в результате которого могут быть спровоцированы недовольство и протесты среди населения, формирование давления на власть государства еще и изнутри, когда может быть достигнут уровень, неприемлемый для жизнеспособности государства.
Введение с 2014 года экономических санкций странами Запада в отношении российских и юридических лиц обусловило новые вызовы для национальной экономической и внешнеторговой политики. Все ограничительные меры помогли выявить экономические проблемы России, например, такие, как отсутствие высококачественных технологий, военная зависимость. Кроме того, санкции дали возможность развития отечественного производителя, что в сою очередь ведет к улучшению показателей: ВВП увеличивается, безработица падает. Также в случае успешной политики Россия сможет выйти на новые мировые рынки в разных отраслях, что поможет избавиться от зависимости от экспорта нефти и других энергоресурсов.
Российская экономика и в том числе внешняя торговля очень зависима от цен на нефтегазовые ресурсы, нефть. Нашей стране необходимо менять сырьевой характер экономики, но это сделать не просто, так как для наращивания темпов роста производства, изменения структуры экономики необходимы огромные финансовые вложения и время. Императивом экономической политики России должно быть не введение контрсанкций (поскольку они представляют собой исключительно инструмент противодействия и противостояния) а разработка пакета отраслевых мер, которые способствовали бы сглаживанию негативных эффектов от санкций и учитывали потенциальные угрозы введения новых санкций.
Санкции против России затрагивают налаженную связь мировой экономики, затрагивают государственные отношения в торговой сфере страны и наносят ей существенный убыток. Однако можно сказать, что для России есть как отрицательные стороны санкций – закрывается доступ к мировой экономике, так и положительные – можно подтянуть отставшие отрасли. Анализ внешней торговли показывает, что, несмотря на серьезный спад после введения санкций (в 2014-2016 гг.), а с 2017 года основные показатели внешней торговли (товарооборот, экспорт и импорт) начали расти.
Проводимый на протяжении последних неполных 20 лет экономический курс не позволил Венесуэле воспользоваться возможностями, которые открывались в ходе разворачивающейся перестройки мирового рынка нефти. Введенные в 2017 г. санкции США в отношении операций с облигациями правительства, центрального банка и государственной нефтяной компании PDVSA существенно повысили риск банкротства Венесуэлы.
Объявленный Дональдом Трампом выход США из международных договоренностей по регулированию иранской ядерной программы (СВПД) фактически стал сигналом начала разработки новой стратегии Вашингтона на Ближнем Востоке. Тем самым, рассчитывают в Вашингтоне, Иран будет лишен финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на развитие ядерной и ракетной программ Исламской республики, а также будут сокращены возможности оказания властями Ирана поддержки радикальным движениям в регионе. Другой важнейший аспект ближневосточной (главным образом – антииранской) стратегии Трампа – достижение сокращения иранского присутствия в Сирии, постепенное «выдавливание Ирана из Сирии» – в том числе и с применением военной силы в случае необходимости. Тем самым де-факто Сирия может стать полем противоборства США и их союзников с Ираном. Это противоборство коалиции западных и арабских государств с Исламской республикой становится главной линией напряжения нынешней стадии кризиса в самой Сирии и вокруг нее.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ