Особенности стратегического управления в малом бизнесе
Цели и задачи
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей стратегического управления в малом бизнесе.
Введение и актуальность
Третий вопрос связан с осуществлением выбранной стратегии, в процессе которого может происходить корректировка 2-х предыдущих этапов. Важнейшими элементами данного этапа являются имеющиеся либо доступные ресурсы, система управления, организационная структура, а также персонал, который будет осуществлять данную стратегию.
Поэтому, сущность стратегического управления состоит в создании и осуществлении стратегии развития предприятия на основе постоянного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности для поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Стратегическое управление в организации выражается в следующих функциях:
1. Планирование стратегии.
2. Организация реализации стратегии.
3. Координация действий по выполнению стратегических задач.
4. Мотивация на достижение стратегических результатов.
5. Контроль за процессом реализации стратегии.
Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, создание стратегии и бюджетирование [9, С. 104].
Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов функционирования организации для предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз дает выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В прогнозировании традиционно применяются 3 измерения:
время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?);
направление (каковы тенденции будущего?);
величина (насколько значительны будут перемены?).
С учетом результатов проведенного анализа руководство компании формулирует миссию, определяет перспективы развития и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей компании с результатами деятельности отдельных структурных подразделений проводится с помощью разработки необходимого плана действий и составления бюджета. Бюджетирование включает стоимостную оценку плана и распределение ресурсов [5, С. 83].
Организация выполнения стратегических планов предполагает создание будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, которая поддерживает стратегию [6, С. 51]. Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий подразделений на более высоких ступенях управления.
Мотивация связана с разработкой системы стимулов, которые побуждают к достижению поставленных стратегических результатов [14, С. 92].
Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики компании.
Реализация функций стратегического управления проводится с помощью разработки и принятия стратегических решений. Стратегическими решениями называют управленческие решения, которые направлены на будущее и закладывают основу для принятия оперативных решений, сопряжены с существенной неопределенностью, так как учитывают неконтролируемые внешние факторы и связаны с вовлечением больших ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для организации [17, С. 108].
Стратегическое управление основывается на некоторых принципах, которые следует учитывать в процессе его проведения.
Рассмотрим основные из них.
Заключение и вывод
Малое предпринимательство играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. По этим причинам нелегко переоценить значение стратегического менеджмента для малых организаций. Изучению и анализу данной области стратегического менеджмента только недавно стали уделять должное внимание.
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу компании, направляет производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и осуществляет своевременные изменения в компании, которые отвечают вызову со стороны окружения и позволяют добиваться конкурентных преимуществ, что в общем дает возможность компании выживать в долгосрочной перспективе, при этом достигая своих поставленных целей. Объектами стратегического управления являются компании, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны фирмы.
Проблемы стратегического управления в основном возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Таким образом, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, необходимо определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и иные факторы оказывают влияние на будущее предприятия.
Стратегическое управление основывается на некоторых принципах, которые следует учитывать в процессе его проведения, а именно: научность в сочетании с элементами искусства; целенаправленность стратегического управления; гибкость стратегического управления; единство стратегических планов и программ; формирование необходимых условий для осуществления стратегии.
Особенность стратегического управления на малом предприятии заключается в содержании самих деловых стратегий. Эти стратегии нацелены не на изменение окружающей среды и приспособление ее к своим нуждам (на это у них нет соответствующих ресурсов), а на изменение формы своего поведения под влиянием окружающей среды, т.е. на адаптацию к ней. Это говорит о том, что из большей части возможных деловых стратегий малые организации по своей сущности успешно могут придерживаться только адаптивных стратегий. Данное обстоятельство определило и название данной особой разновидности стратегического управления.
Предприятиям малого бизнеса необходима децентрализация управления и делегирование полномочий. Расширение малого бизнеса за пределы управленческой компетенции предпринимателя, уменьшение эффективности управления предприятием обуславливает необходимость реорганизации управления и его автоматизации.
В качестве практического примера был проведен анализ стратегического управления ООО «Окна Плюс».
ООО «Окна Плюс» осуществляет производство окон, качество производимой продукции завоевало доверие многих потребителей.
В настоящее время в организации не проводится стратегическое планирование, устанавливая планы только на год по показателю увеличения выручки.
Помимо этого в организации не разработана стратегия развития на долгосрочную перспективу, т.е. фирма сосредоточена на оптимизации текущей деятельности, долгосрочное планирование осуществлялось на период 2014-2015 годов, когда фирма реализовывало проект по расширению производственных мощностей за счет открытия новой площадки.
На данный момент ООО «Окна Плюс» выполняет стратегию «старый товар – старый рынок», т.е. компания ориентирована на улучшение своей деятельности на рынке, что ограничивает ее развитие, т.е. организация не осваивает новые географические и потребительские рынки, доля корпоративных клиентов довольно мала, а в 2017-2018 годах не было открыто ни одного нового офиса.
Автором были разработаны мероприятия в рамках реализации стратегии развития организации:
Разработка мероприятий по привлечению новых потребителей.
Открытие новых офисов продаж.
Увеличение ассортимента продукции и услуг.
Итак, малое предпринимательство находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно интересно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность, т.е. основные идеи и изобретения чаще поступают от малых организаций. Творчество предприятий малого бизнеса будет способствовать распространению новой продукции и услуг для потребителей.
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу компании, направляет производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и осуществляет своевременные изменения в компании, которые отвечают вызову со стороны окружения и позволяют добиваться конкурентных преимуществ, что в общем дает возможность компании выживать в долгосрочной перспективе, при этом достигая своих поставленных целей. Объектами стратегического управления являются компании, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны фирмы.
Проблемы стратегического управления в основном возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Таким образом, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, необходимо определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и иные факторы оказывают влияние на будущее предприятия.
Стратегическое управление основывается на некоторых принципах, которые следует учитывать в процессе его проведения, а именно: научность в сочетании с элементами искусства; целенаправленность стратегического управления; гибкость стратегического управления; единство стратегических планов и программ; формирование необходимых условий для осуществления стратегии.
Особенность стратегического управления на малом предприятии заключается в содержании самих деловых стратегий. Эти стратегии нацелены не на изменение окружающей среды и приспособление ее к своим нуждам (на это у них нет соответствующих ресурсов), а на изменение формы своего поведения под влиянием окружающей среды, т.е. на адаптацию к ней. Это говорит о том, что из большей части возможных деловых стратегий малые организации по своей сущности успешно могут придерживаться только адаптивных стратегий. Данное обстоятельство определило и название данной особой разновидности стратегического управления.
Предприятиям малого бизнеса необходима децентрализация управления и делегирование полномочий. Расширение малого бизнеса за пределы управленческой компетенции предпринимателя, уменьшение эффективности управления предприятием обуславливает необходимость реорганизации управления и его автоматизации.
В качестве практического примера был проведен анализ стратегического управления ООО «Окна Плюс».
ООО «Окна Плюс» осуществляет производство окон, качество производимой продукции завоевало доверие многих потребителей.
В настоящее время в организации не проводится стратегическое планирование, устанавливая планы только на год по показателю увеличения выручки.
Помимо этого в организации не разработана стратегия развития на долгосрочную перспективу, т.е. фирма сосредоточена на оптимизации текущей деятельности, долгосрочное планирование осуществлялось на период 2014-2015 годов, когда фирма реализовывало проект по расширению производственных мощностей за счет открытия новой площадки.
На данный момент ООО «Окна Плюс» выполняет стратегию «старый товар – старый рынок», т.е. компания ориентирована на улучшение своей деятельности на рынке, что ограничивает ее развитие, т.е. организация не осваивает новые географические и потребительские рынки, доля корпоративных клиентов довольно мала, а в 2017-2018 годах не было открыто ни одного нового офиса.
Автором были разработаны мероприятия в рамках реализации стратегии развития организации:
Разработка мероприятий по привлечению новых потребителей.
Открытие новых офисов продаж.
Увеличение ассортимента продукции и услуг.
Итак, малое предпринимательство находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно интересно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность, т.е. основные идеи и изобретения чаще поступают от малых организаций. Творчество предприятий малого бизнеса будет способствовать распространению новой продукции и услуг для потребителей.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт