Методы и инструментарий государственного регулирования экономики

Цели и задачи

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о методах и инструментах государственного регулирования экономики.

Введение и актуальность


Одним из основных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом является система налогообложения. Налоги - основной источник формирования государственного бюджета, посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций любого государства.
Налоги могут быть классифицированы по нескольким основаниям. В частности, по субъекту - налоги можно подразделять на взимаемые с юридических и физических лиц; по объекту налогообложения - налоги, которыми облагаются товары, работы, услуги и др. Наиболее значимой с практической и теоретической точки зрения является классификация налогов на прямые и косвенные, которая закреплена на законодательном уровне ЕС.
К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на увеличение уставного капитала. К прямым налогам относят налогообложение компаний, накоплений и сбережений, процентов и роялти.
Например, основную роль среди косвенных налогов на потребление в странах Европейского союза на современном этапе играет налог на добавленную стоимость. Так как налог на добавленную стоимость затрагивает расходы конечного потребителя, а не производителей товаров (работ, услуг), НДС имеет достаточно широкую налогооблагаемую базу, за счет чего государства стремятся увеличить свои доходы.
По мнению большинства зарубежных ученых, налоговая система ЕС не безупречна, действия властей постоянно подвергаются критике. Так, по мнению Harry Wallop, налог на добавленную стоимость является неэффективным налогом из-за многочисленных льгот и уступок. Однако Европейское сообщество в рамках проводимой налоговой политики на территории ЕС добилось колоссальных результатов в силу превосходства административных ресурсов, оперативно подстраивающихся под меняющиеся отношения, и многовекового опыта построения налоговых систем большинства государств, входящих в европейские сообщества.
Дополнительным стимулом является место НДС в системе. Ведь он является в некотором смысле фундаментом ЕС, эффективно используемым для экономической интеграции, а также в качестве источника финансирования единого бюджета.

Заключение и вывод

1. Анализ отношений, возникающих в сфере государственного регулирования экономики, в том числе регулирования отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики экономических и предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Такие отношения в рамках государственного регулирования экономики содержат наряду с имущественными также отношения административного, финансового и иного характера.
2. Методы прямого и косвенного воздействия государства на экономику являются одними из основных способов и влияют на скоротечное достижение ожидаемых результатов, которые необходимы обществу в целом. Поэтому государство вмешивается в экономику для преодоления провалов (фиаско) рынка. Так, методы регулирования закреплены и опираются на систему законодательных актов и государственную собственность. Правильная последовательность действий и решений государства, в лице органов государственной власти, представляет основу, базис регулирования, который способствует недопущению негативных последствий в процессе выработки правительственных программ. Совокупность всех этих мер и составляет государственную экономическую политику.
4. На сегодняшний день происходит объективное изменение механизма налогового администрирования вызванное развитием информационных технологий, внедрение которых существенно позволяет оптимизировать работы налоговых органов.
В 2018 году продолжается деятельность по следующим направлениям:
- принятие законодательных норм, имеющих целью информирование обо всех продажах розничного характера, с возможностью примой онлайн-передачи данных на сервер налоговой службы;
- освобождение от НДФЛ ряда категорий граждан для целей привлечения их в официальную экономику;
- в целях снижения налоговой нагрузки на малый бизнес были упрощены правила бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
- для усиления межгосударственного налогового взаимодействия с 2018 года введен автоматический обмен отчетами и финансовой информацией по налоговым делам между странами;
- введение института для контроля над иностранными компаниями.
Что касается России, то за последние 25 лет произошли серьезные изменения в ее экономике. Однако, методы, которые применяемые в налоговом администрировании на сегодняшний день не позволяют в полной мере получить достоверную информацию об экономической ситуации в целом.
Использование лучших достижений и накопленного передового опыта стран-участниц данной организации позволит нашей стране заложить прочную основу для формирования конкурентоспособной системы налогового администрирования, отвечающей мировому уровню. Конечно, следует принимать во внимание объективные условия, в которых развивается налоговая система России и анализировать возможные последствия каждого выбранного пути совершенствования налогового администрирования.
5. По вопросу государственного регулирования рынка в России, считаем необходимым выделить основные направления:
1) активное развитие конкуренции на товарных рынках;
2) дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование Закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов;
3) поддержка малого и среднего бизнеса, который напрямую страдает от высокой монополизации и олигополизации рынка;
4) повышение уровня качества продукции;
5) формирование системы информирования участников рынка о возможности использования конкурентного законодательства для защиты своих интересов, отсутствие пропаганды рыночных конкурентных соглашений.
ГлоссарийАдминистрирование - «процесс прямого воздействия публичных органов на деятельность организаций и граждан для достижения общих целей».
Антимонопольное регулирование - деятельность антимонопольного и иных компетентных органов по защите конкуренции, обеспечению непосредственного и оперативного воздействия на угрозу ограничения конкуренции, а также предупреждению их возникновения.
Государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.
Конкурентная среда на отдельном рынке - совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли.
Налог - денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.
Налоговая политика государства - это выражение цели и степени государственного вмешательства в экономику, развивающуюся под влиянием сложившихся объективных внутренних и внешних факторов.
Налоговое администрирование – организация и осуществление действий по эффективной деятельности субъектов налогового контроля.
Прямые методы государственного регулирования экономики – методы, основанные на властно-распорядительных отношениях.
Косвенные методы государственного регулирования экономики – методы, направленные на создание экономической заинтересованности, в их числе - политика государства в сфере налогообложения.
Экономическая система общества - система различных процессов экономики, происходящих в государстве на базе сложившихся в нем отношений организационно-правовых форм и собственности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ