предметный мир средневековья | Пример курсовой работы

предметный мир средневековья

Цель данной работы – выявить особенности средневекового предметного мира.

Дороманский, V-X вв. Время довольно бурное. «Варвары»-германские племена, пришедшие на территорию Европы, вели кочевой образ жизни, не очень заботились о качественной и красивой обстановке своих жилищ, т.к. понимали, что это временно. Инструментов было мало, предметы обихода были довольно грубыми и примитивными как по форме, так и в конструктивном отношении, потому что при переходе от античности к средневековью были утрачены многие навыки ремесла. Технологические достижения греков и римлян первоначально не были восприняты «варварами».
Наиболее интересной стороной предметного творчества этого периода является ювелирное искусство. Пряжки для ремней, застежки для плащей, рукоятки для мечей, так же церковная утварь- эти вещи были наиболее качественными, т.к. делались для бога , церкви или знатных воинов и вождей. К IX-X веку постепенно уровень производства повысился и европейцы стали черпать и учиться у греков и римлян.
Популярный декоративный элемент–«плетенка», позаимствованная у кельтов, представлял собой сложный орнамент из переплетающихся лент, заканчивающихся человеческими или животными головами. А также распространены были стилизованные изображения животных и птиц, особенно орлов, являвшихся излюбленной птицей вестготских вождей.
 вестготская фибула (застёжка плаща)
Было развито также искусство декорирования книги, красивые шрифты и сложная орнаментация, шмуцтитулы.
 
Ко времени Романского периода (XI-XII века) наполнение предметной среды европейца становится более разнообразным, чем раньше, но всё ещё довольно скудным.
Средневековый человек сам обставлял свое жилище. Не было ещё разделения труда, не было специалистов, мебельщика или керамиста. Низкий уровень производства. Самыми лучшими мастерами были монахи , а они работали для церкви, не для простых людей. Предметы обстановки: сундук- параллелепипед с плоской крышкой, наиболее универсальный предмет мебели, использовавшийся как скамья, кровать, стол и т.д. Стулья были редки, в основном табуреты, грубое сиденье и ножки из плохо отшлифованных веток. Столы тоже очень простые, традиционная форма средневекового стола, как в романский, так и в готический периоды это козлы и столешница, после еды столешница снималась для экономии пространства. Деления на комнаты не было, функционального решения.
Последний период средних веков – Готика, конец XII – XIV века. Ключевой момент -развитие городов. До того преобладали сельские поселения, возле замков или церквей. А тут стал развиваться класс горожан, появились зажиточные люди, которые хотели более стильно и разнообразно обставлять свое жилище. Теперь не только монахи являются лучшими в прикладных искусствах, Но и миряне . Монахи продолжают выполнять заказы для церкви, светские мастера- для светских заказчиков. Появляется разделение труда, специализация: столяры, керамисты, стеклодувы, ювелиры, мастера по работе с металлом. Цеховая организация позволяла обмениваться опытом, передавать секреты от мастера к ученику. Что касается обстановки жилищ аристократа, то она была почти столь же немногочисленна, как и обстановка в домах простых людей, только качество вещей было лучше, а декор тоньше и разнообразнее. Подобная сдержанность в отношении количества вещей связана с тем, что аристократы владели несколькими замками и землями вокруг них, которые надо было контролировать. Поэтому они достаточно часто переезжали из одного замка в другой, перевозя с собой большую часть имущества. Чем меньше вещей, тем легче было перемещаться. Кстати, слово «мебель» появилось именно в средние века, и означало движимое имущество. Интерьеры замков были просторны. Мебель расставлялась по стенам. Центр оставался пустым, композиционно в центре располагался камин. Довольно простая обстановка с большим пустым пространством. Стены либо расписывались, например, в Италии расписывалась целиком вся стена, производившая впечатление ковра. Там, где климат более холодный, например, в Англии, стены обшивались деревянными панелями, декорированными элементами готической архитектуры (колоннами, карнизами, стрельчатыми арками) или завешивались шпалерами (гобеленами), с функцией сохранения тепла.
Формам предметного мира готической эпохи ,также как архитектуре и скульптуре, свойственна вытянутость форм, преобладание вертикали , например, неоправданно длинная спинка кресла.
 
 кресло с балдахином. Франция
Становится разнообразнее форма мебели. Уже появляется разделение: стул, кресло, скамья со спинкой, кровати теперь делаются с балдахинами, по четырем углам кровати идут колонны и сверху на раму навешивается ткань или деревянные балдахины сверху, как крыша, чтобы конденсат не капал сверху. Появляется новая форма мебели-кухонный шкаф, креденца, имевший внутреннее пространство для хранения посуды и открытые полки-витрины, для наиболее красивой и дорогой посуды. Это несомненно свидетельствует о том, что повысился уровень жизни и запросы потребителя к эстетическому уровню предметной среды. В бытовых вещах становится важна не только функция, но и красивый внешний вид.
Характерной особенностью эпохи готики являются открытые стропила, перекрытия, при отсутствии потолка. Часто стропила украшали резьбой, росписью, рассматривая не только как конструктивный, но и как декоративный элемент. Также отличительной особенностью готического стиля в интерьере являются стрельчатые формы арок , окон, обрамления дверных проёмов, которые повторяются в оформлении предметов мебели.
На основе проведенного мною в данной курсовой исследования я могу сделать нижеследующие основные выводы:
Средневековье – период в истории человечества, зародившийся в 476 году и существовавший в период с конца V по XVI века.
Средневековое общество организовало себя способным обеспечить дальнейший подъем западного мира.
Европа в ту эпоху представляла собой синтез традиций и заимствований, которые воздействовали на мироощущение, но при этом не сливались воедино.
Распространение в Средние века нашли следующие стили: византийский, романский, мавританский и готический.
Византийский стиль мало отличался от позднеримского, зато послужил хорошей основой для возникновения нового стиля – романского.
Мавританский стиль получил распространение в период с XIII по XIV века и являлся декоративным искусством Индии и Испании.
Арабо-мавританский стиль декора был своеобразным. Сильное влияние этого стиля на средневековое искусство обогатило последнее многочисленными фантастичными элементами, уведя от классического пути развития.
Наиболее известным из всех перечисленных является готический стиль, просуществовавший более трех столетий. Он зародился во Франции и был распространен в период с 1200 по 1525 года. Данное направление можно разделить на две группы: Северную готику – искусство Франции, Германии, Англии и Нидерландов (особое значение имеет нидерландское искусство) и Южную готику – стиль Южной Германии, Швейцарии и Австрии.
Если говорить об архитектуре, то типичным признаком средневекового города традиционно считается городская стена.
Идеальными моделями средневекового города можно назвать Нюрнберг, Любек и Кельн.
В XVII веке появляется первые признаки моды. В этот период появились пуговицы, что значительно изменило фасон одежды людей того периода.
Одежда бедняков и знати отличалась цветом: первые могли надевать только темные цвета, вторые имели право носить красные, желтые, зеленые и др. одежды.
Внешний вид определял место человека в обществе. Именно поэтому многие не жалея средств и сил выражали себя именно в одежде.
Говоря о мебели, стоит упомянуть, что формы и краски были простыми и грубыми. На имеющихся изображениях мебели все стилизовано и неподвижно, однако не лишено выразительного декоративного характера. Многочисленные элементы орнаментики с убедительной силой выражали религиозные настроения.
Учитывая все вышеперечисленное могу с уверенностью заключить, что цель и задачи, поставленные в начале данного исследования, были с успехом достигнуты.
Проведение данной исследовательской работы помогло мне узнать много нового о жизни, культуре и предметном мире людей из Средневековья. Процесс изучения был интересным и познавательным. Думаю, читатели также найдут для себя в этой работе много нового и даже неожиданного.
Цель данной работы – выявить особенности средневекового предметного мира.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!