Методика развития речи на основе анализа текста

Цели и задачи

Цель работы: изучить методику развития речи на основе лингвостилистического анализа текста.

Введение и актуальность


Таким образом, урок развития речи на основе анализа текста – весьма эффективный способ совершенствования речемыслительных способностей учащихся. Важно правильно использовать новые технологии в методике преподавания русского языка, ориентироваться на учащегося в выборе методов, способов и материалов. Так можно достичь главной цели – формирование языковой компетенции школьника.
1.3. Особенности лингвостилистического анализа текста.
Лингвостилистический анализ текста - это один из самых важных и необходимых видов работы над текстом , который учит понимать закономерности построения текста, воспринимать текст в комплексе, единстве его функциональной, содержательной и формальной сторон.
Понятие текст традиционно связывается и с другим основным понятием стилистики – стилем, независимо от трактовки последнего тем или иным направлением лингвистики. При понимании текста как общесемиотической категории текст и стиль соотносятся прежде всего как характеристики речевой деятельности. Если стиль – это значимое свойство человеческой деятельности в целом, и речевой деятельности в частности, то текст – самая крупная коммуникативная единица письменного типа речи – выступает одновременно как «оттиск» процесса речевой деятельности, как её результат, или продукт, и как «инструмент», используемый в процессе речевой деятельности – основное средство достижения некой прагматической цели.
Таким образом, общим объектом исследования лингвоанализа и стилистики является текст определенной стилистической отнесенности. Анализ текстов различной стилевой принадлежности позволяет выявить специфические особенности в разных сферах речевого общения, исследовать функционально-стилевые возможности системы языка.
Условно можно выделить лингвостилистический анализ художественных текстов и нехудожественных. Схема анализа текстов нехудожественной направленности (это тексты разговорного, научного, публицистического и официально-делового стилей) сводится к трем основным этапам: 1) определение функции (коммуникативной цели) текста; 2) выявление стилевых черт, характерных для того или иного стиля; 3) выявление типичных языковых особенностей. таким образом, лингвостилистический анализ нехудожественных текстов направлен на формирование умений определять стилевые черты и лингвостилистические особенности на различных языковых уровнях (лексическом, морфологическом, синтаксическом).
Особого внимания заслуживает лингвостилистический анализ текстов художественных. Основная задача анализа таких текстов – выявление общей художественной идеи текста, то есть того обобщающего эмоционального смысла, который лежит в основе произведения и доминантой которого является авторская точка зрения по отношению к описываемой действительности. В процессе анализа рассматриваются разные уровни текста: лексический (изучение тематических полей слов и особенностей отдельного слова) , синтаксический (принцип сочетания слов, предложений, особенности структуры сложного синтаксического целого) , композиционно синтаксический (определение типа повествования, взаимодействия речевых структур, пространственно-временная и субъективная организация текста абзаца) . Кроме того, особое внимание уделяется выявлению имплицитных «элементов» текста. Порядок рассмотрения названных уровней свободен и задаётся спецификой конкретного произведения. Важно иметь в виду, что объектом анализа является художественный текст, а не художественное произведение «Текст – один из компонентов художественного произведения, конечно, крайне существенный компонент, без которого существование художественного произведения невозможно» [8, 24].
На уроках развития речи следует обучать учащихся лингвостилистическому анализу текстов всех направленностей. Однако анализ именно художественного текста вызывает чаще всего трудности. Кроме того, в содержании образовательного государственного экзамена за курс средней школы учащимся предстоит работа именно с текстом их художественной литературы.
Лингвистический анализ художественного текста очень важен, перед читателем ставится узкая задача внимательного прочтения извлечения максимальной художественной информации из самого текста. Характеристика литературной, общественной жизни эпохи, изучение биографии автора и обстоятельность создания данного произведения, безусловно, расширяет представление читателя о конкретном тексте, однако, это задача литературоведческого анализа [5, 7].
Существует такое понятие как интерпретация текста. В большей или меньшей степени, интерпретирование текста обязательно имеет место и при литературоведческом, и при лингвостилистическом анализе произведения, ибо художественное творчество не есть просто ещё один способ самовыражения, оно составляет важную, естественную и необходимую сторону коммуникативной деятельности человека.
Художественный текст сложен и многослоен. Задача его интерпретации – извлечь максимум заложенных в него мыслей и чувств художника. Замысел художника воплощён в произведении и только из него может быть реконструирован.
Интерпретация текста, таким образом, - это освоение идейно-эстетической, смысловой и эмоциональной информации художественного произведения, осуществляемое путём воссоздания авторского видения и познания действительности [7, 8].
Лингвостилистический анализ может проводиться на разных уровнях языка: фонологическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом. Основной единицей фонологического уровня является фонема, главная функция которой – различение значимых единиц языка. В отличие от единиц других уровней языка, фонемы обладают только планом выражения, то есть не являются двусторонним знаком, и поэтому все фонемы имеют одинаковую функцию и играют одинаковую роль в организации звуковой стороны высказывания. В связи с этим, ни одна фонема не может быть стилистически маркированной по отношению к другой, и, как следствие этого, на фонологическом уровне отсутствуют выразительные средства.

Заключение и вывод


Итак, изучив вопросы методики развития речи на основе анализа текста, мы пришли к следующим выводам:
современная система преподавания русского языка в школе претерпела кардинальные изменения, в связи с изменившимися запросами государства, общества;
современная методика преподавания русского языка опирается на системно-функциональный и коммуникативно-деятельностный подходы, которые обеспечивают направленность обучения не только на передачу знаний, обучая правилам и пересказыванию, но и на включение речемыслительной деятельности ребенка, что способствует формированию компетенций учащегося (языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой);
современная методика преподавания обладает массой способов организации урока развития речи; обязательным узловым моментом любого должен являться мотив, побуждающий ученика к действию (изучению, исследованию);
современная методика развития речи учащихся на уроках предлагает новые формы работы: эссе, рецензия, анализ, которые позволяют развивать речемыслительные возможности школьников, что является необходимостью реальности.
Преследуя задачи работы, мы охарактеризовали основные подходы в обучении связной речи учащихся на современном этапе; основные направления разработки компетентностного подхода к изучении русского языка в школе; уточнили виды анализа текста, выбрав для работы лингвистический анализ, составили конспект урока развития речи на основе данного метода.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ