Особенности агрессивного поведения подростков | Пример курсовой работы

Особенности агрессивного поведения подростков

Цель исследования: изучить агрессивность подростков и ее коррекцию.

Проблема агрессивного поведения подросткового периода вызывает научно-практический интерес многих исследователей (психологов, педагогов, социологов). Однако попытки объяснения агрессивных действий подростков затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, и в профессиональных кругах, и во многих научных теоретических концепциях, явление агрессивного поведения получает неоднозначные, достаточно противоречивые толкования, препятствуя как его пониманию, так и возможности предупреждения и социально-педагогической коррекции агрессивного поведения.
Коррекция, по мнению А.И. Сениной, представляет собой систему психолого-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития личности, и ее воспитания в семье, образовательном учреждении, досуговом центре и др.
Д.М. Шакирова дает следующее определение коррекции – «исправление недостатков».
В отечественной педагогике коррекцию рассматривают как педагогическое воздействие на личность аномального ребенка в целом, и не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта.
В целях проведения успешной коррекции агрессивного поведения выделяют ряд принципов, на которых строится взаимодействие педагогических работников, социального педагога и психолога с ребенком в ходе совместной работы:
Контакт с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка.
Позитивное внимание к внутреннему миру ребенка.
Безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом.
Сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки способов саморегуляции и контроля.
Д.М. Шакирова выделила наиболее эффективные, по ее мнению, методы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков:
Групповая дискуссия, которая строится путем обсуждения участниками определенных ситуаций или позиций, рассмотрение их с разных позиций. В результате групповой дискуссии первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и приобретают характер единого, разделяемого усредненного мнения – групповой нормализации.
Анализ ситуаций, предлагаемых в игровой форме и моделирующих жизненные ситуации подростков: позволяет подросткам проанализировать свое поведение, исходя из проигрываемых ситуаций, мнений, поведения других участников.
Игра как активность личности, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности, как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры. Ролевая игра как элемент психодрамы, исполнение ее участниками различных ролей, значимых для них в реальной жизни; символическая игра – вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов или знаков, а действия игровые выполняются в абстрактной символической форме.
Работа в парах, тройках, микрoгруппах используется при отработке умений или на любом другом этапе занятий.
Таким образом, коррекция агрессивного поведения – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения человека с помощью специальных средств и методов воздействия, таких как: игра, самовыражение, сублимирование агрессии, участие в тренинговых группах и др.
Также выделяется две основные формы коррекции: симптоматическая, направленная на симптомы отклонений в развитии, и коррекция, устраняющая источник и причины отклонений в развитии. Направления коррекции: работа с подростками, работа с родителями, совместная работа с подростками, родителями и педагогами.
Таким образом, коррекция агрессивного поведения проводится разными способами, имеет собственные принципы.
Вывод по главе I
Таким образом, агрессивное поведение представляет собой деструктивную, разрушительную форму поведения, направленную на причинение психического или физического вреда другому человеку (объекту нападения), состоящую из познавательного, волевого и эмоционального компонентов. Признаками проявления агрессивного поведения могут быть: сквернословие, драчливость, враждебность, дерзость, злые шутки, жестокое обращение с животными, неумение сдерживать эмоции, подозрительность, раздражение и др. Выделяют две основные формы агрессивного поведения: вербальная и физическая. Существуют два вида агрессии: доброкачественная, которая появляется в момент опасности и носит защитный характер, и злокачественная, которая представляет собой деструктивность, жестокость.
Также выделяют внешнюю агрессию, направленную на окружающих и внешние предметы, и внутреннюю агрессию, направленную человеком на самого себя. Причинами агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте могут выступать: недовольство собой, неуверенность в себе, чувство вины, недоверие, плохое самочувствие, переутомление, алкоголь, наркотические вещества, медицинские препараты, детские психические травмы и дефекты воспитания, строгое воспитание, фильмы, игры, телепередачи со сценами насилия.
В свою очередь, коррекция агрессивного поведения – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения человека с помощью специальных средств и методов воздействия, таких как: игра, самовыражение, сублимирование агрессии, участие в тренинговых группах и др.
Решая первую задачу исследования, мы пришли к выводу, что агрессивное поведение представляет собой деструктивную форму поведения, направленную на причинение психического или физического вреда другому человеку (объекту нападения), состоящую из познавательного, волевого и эмоционального компонентов. Причинами агрессивного поведения в подростковом возрасте могут выступать: недовольство собой, неуверенность в себе, чувство вины, недоверие, плохое самочувствие, переутомление, алкоголь, наркотические вещества, медицинские препараты, детские психические травмы и дефекты воспитания, строгое воспитание, фильмы, игры, телепередачи со сценами насилия.
В ходе решения второй задачи, мы пришли к выводу, что коррекция агрессивного поведения – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения человека с помощью специальных социально-педагогических средств и методов воздействия, таких как: игра, самовыражение, сублимирование агрессии, участие в тренинговых группах и др.
В ходе решения последующих задач исследования, выяснили, в МАОУ СОШ №22 ведется работа по коррекции агрессивного поведения среди подростков. Однако в учреждении нет определенного проекта по данной коррекции, который необходим педагогам и специалистам для работы со старшими подростками с агрессивным поведением. Проведение комплексной работы по коррекции агрессивного поведения подростков сводится к минимуму, отдельной цели таковой коррекции нет.
Для решения четвертой задачи мы использовали следующие методики:
Опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса – А. Дарки.
Тест «Рука», разработчиком является Научно-практический центр «Психодиагностика», С.И. Ерина, Н. Колесниченко, адаптация методики З. Пиотровского, Э. Вагнера.
Подбор методик осуществлялся по возрастному принципу, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Проведенные диагностики позволяют нам сделать вывод, что признаки агрессивного поведения присутствует у многих подростков 9 «В» класса МАОУ СОШ №22. В коллективе есть учащиеся, которые не умеют контролировать свои поступки и эмоции. Поэтому есть потребность в коррекции агрессивного поведения подростков.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.
Цель исследования: изучить агрессивность подростков и ее коррекцию.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!