древнерусские летописные источники о помощи и милосердии
Цели и задачи
Цель исследования рассмотреть историю, возникновения и влияния древнерусские летописные источники о помощи и милосердии на современное им общество.
Введение и актуальность
Поздние русские летописи (XVI-XVII вв.) существенно отличаются от летописей предшествующего времени. Поэтому работа с ними имеет свою специфику. В то время летописание как особый жанр исторического повествования угасало. Период сосуществования этих видов источников характеризуется своеобразным размыванием видовых границ. Летописи все больше приобретают черты хронографического (точнее, грано-графического) изложения: повествование ведется по "граням" - периодам правления царей и великих князей. В свою очередь, поздние хронографы могут включать в свой состав летописные материалы (иногда целые фрагменты летописей) .
Итак, в Х веке Русью была принята православная ветвь христианства, которая до официального приятия несколько веков фактически была второй религией на Руси. Относительно долгое время по сравнению с другими странами сохранялось двоеверие Православной религией. Это же послужило фундаментом дальнейшей веротерпимости в Руси, в дальнейшем Российской империи и современной России. Укрепляла постепенно свои позиции Православная ветвь христианства в дискуссиях волхвов и христианских миссионеров, используя письменность, как важнейшее оружие.
Заключение и вывод
Уникальное явление в истории мировой культуры и бесценный источник по русской истории - русское летописание, основной жанр средневековой отечественной исторической литературы. Весь фактический материал исторических исследований по истории русских земель и княжеств X-XVII вв. почерпнут из летописей. Возникнув в раннее Средневековье, русские летописи дожили до петровских времен, а церковноприходские, летописи велись включительно до окончания первой трети XX века, во всех районах Российской империи, где находились православные церкви.
В конце Х в. были сделаны первые летописные записи в Киеве. Образ цветущей и мирной Русской земли в произведениях XI - начала XII в. пропагандировал быстроту успехов Руси в политическом и культурном развитии после принятия христианства. Всю древнерусскую культуру отличает оптимистический, жизнерадостный, торжествующий характер.
Летописи XII в. показывали благие результаты объединенных ударов князей по половцам и при этом поминают княжеские распри и новые напасти от половцев. Впервые тема «милостивой» деятельности и ответственности субъекта за свои поступки появляется в «Повести временных лет». По словам Нестора, вся ответственность за бедствия на Руси лежит на ее правителях, но когда они следуют заветам церкви, происходит расцвет Русской земли.
В XII - XIV вв. почти в каждом княжеском центре велись летописные своды, естественно в них Церковь анализировала местную политику проводимую князем. Монголо - татарское иго привело к временному упадку летописания. Но уже в XIV - XV вв. начинается новый этап его развития. Крупнейшими центрами летописания стали Новгород, Псков, Тверь, Москва.
Летописцы не замыкались на Руси. Любопытна "Казанская история", написанная около 1550 года, конец XV - начало XVI в. "Сказание о человецах незнаемых в восточной стране". Важные сведения по истории окраин России можно найти в ясачных книгах и "росписях". Данные этих книг были необходимы чинам высшей приказной администрации для составления всевозможных инструкций воеводам и другим начальникам. К XVII-в. летописные формы изложения событий на окраинах страны еще продолжают существовать, хотя в центре они уже полностью отмирают.
История Древней Руси во многом совпадает с историей принятия и утверждения христианства и христианской системы ценностей в русском обществе. Дореволюционные авторы начало развития благотворительности связывали исключительно с введением христианства на Руси. Современные исследователи отмечает, что для языческого миросозерцания было характерно то, что человек ощущал себя необходимой частью рода для выполнения определенного рода деятельности, но при этом готовым при этом собой пожертвовать, спасая целое (ощущал себя хвостом ящерицы).
Древнерусскую литературу отличала высокая духовность. Христианство на Руси уложилось в уже готовые формы языческого быта, приспособилось к нему, влило в него новый смысл. Христианская система ценностей растворила в себе славянские «ценностные коллективные идеи», что повлекло за собой её неизбежную трансформацию и, как следствие, своеобразное преломление христианского идеала мотивации благотворительности.
Значительную часть православной этики занимает учение о любви к ближнему и милосердию, призывавшему выполнять дела милосердия в качестве главного средства спасения собственной души. На Руси до официального признания православия несколько веком существовало двоеверие - Владимир сорвал уже созревший плод. В этом двоеверии проявлялось соперничество между волхвами и христианскими миссионерами в пользе Роду – в любви ближнему женщинам и детям. И в этом соперничестве победила идея вечной жизни (спасения души), через принесение в жертву своего достояния, уже не ради Рода, а ради других людей, не обязательно женщин, детей и немощных физически, а нищих и убогих душой (грешников) – «нищих», паразитирующих на теле общества.
Так у двоеверия, ставшего следствием тесного соприкосновения нового мировоззрения с дохристианской культурой, происходят определённые изменения, как в содержательной части христианского вероучения, так и связанных с ним представлениях, в том числе взглядах на мотивацию благотворения.
С одной стороны М. Грек мечтающий о своеобразной культуре нищенства как культуре равенства и справедливости, воспитывающей у всех членов общества благородные чувства, с другой стороны Епифаний Славинецкий, у которого в основу благотворения положен принцип любви к Богу и ближнему, но, вместе с тем, он впервые предлагает дифференцированный подход к нуждающимся вопреки церковному принципу подачи милостыни.
Несмотря на то, что нищелюбие было призвано воспитать «навык и умение любить человека» на практике оно становилось основой как социальных, так и духовно-нравственных проблем. На Руси вырабатывается философия, подхваченная позднее купцами – старообрядцами - богатство не цель, а орудие, с помощью которого можно угодить Богу.
Часто для власти имущих побудительным мотивом, к оказанию помощи нуждающимся являются не личные религиозные убеждения, а осознание необходимости этих мер для поддержания стабильности государства и укрепления своей власти. Именно тезис «Человеколюбие» на деле бывшим нищелюбием объясняет такие парадоксы нравственной жизни русского общества, когда дворянин, помещик мог творить милостыню, активно помогать церкви, привечал «странников», при этом считал нормой жестокое отношение к ближним (крестьянам).
Но уже, с конца IX века в русской, милосердие, стало пониматься, как нравственный путь самосовершенствования - путь спасения не только одного субъекта, но и национального общества в целом. Истинная социальная позиция предполагала личностное участие в судьбе «обиженных», а также деятельную активность в деле христианского самовоспитания.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт