Механизм формирования доходов бюджетов в Российской Федерации и направление его совершенствования

Цели и задачи

Цель курсовой работы определена как выявление особенностей формирования доходов бюджетов бюджетной системы России.

Введение и актуальность


Особое место в правовом механизме обеспечения финансово-бюджетной устойчивости занимает специальный режим, предусматривающий основания и порядок расходования бюджетных средств – режим иммунитета бюджета. Данный правовой режим впервые был непосредственно введён в российское законодательство принятием БК РФ и являлся новеллой для теории финансового права. Иммунитет бюджетов, согласно статье 239 БК РФ, представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта. Как отмечает А.Н. Романько «правовые иммунитеты являются особой разновидностью юридических исключений, которые представляются как особые отклонения от единых, типовых правил нормативно-правового регулирования». Так, это правомерное исключение, законное изъятие, установленное публичными органами в соответствующих актах.
Так, содержание понятия иммунитета бюджета можно охарактеризовать следующими признаками:
1. причиной возникновения данного вида правового режима представляется необходимость законодательного закрепления особой формы защиты средств бюджетов бюджетной системы России как единственного источника финансирования публичных задач и функций;
2. иммунитет бюджета гарантирует выполнение в полном объёме возложенных на публично-правовые образования задач и функций.
3. данный режим носит абсолютный характер в отношении исполнения финансовых требований со стороны уполномоченного органа.
На основании вышеизложенного отметим, что бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики. Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создаёт возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в её пределах производительных сил.

Заключение и вывод

Формирование федерального, регионального и местного бюджетов обеспечивается путём непосредственного поступления в них налоговых, неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.
Финансовая устойчивость России напрямую зависит от «правильного» формирования доходов бюджетов страны.
Доходы федерального бюджета на протяжении 2014-2016 годов сокращаются. Так, доля доходов по отношению к ВВП снизилась с 37,5% до 35,1%. Основным показателем, формирующим доходы федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов федерации, являются налоговые доходы. Главными доходообразующими налогами федерального бюджета являются налог на добычу полезных ископаемых, НДС и налог на прибыль организаций, консолидированного бюджета субъектов федерации – налог на прибыль организаций и НДФЛ.
Выявлено, что оценка качества формирования доходов бюджетов бюджетной системы России чрезвычайно важна для определения уровня организации бюджетного управления, так как иллюстрирует слабые стороны управленческой деятельности.
При оценке качества формирования бюджетных доходов в 2016 году были выявлены следующие проблемы: неповсеместное прогнозирование поступлений на основании разработанных Методических рекомендаций по прогнозированию доходных источников; отсутствие программ приватизации (продажи) публичного имущества; необоснованное завышение прогнозных поступлений по налоговым доходам; необоснованность расчётов по отдельным видам налоговых доходов.
Предложениями по решению указанных проблем являются следующие:
1. разработка проекта закона о бюджете в части доходов должна основываться на Методических рекомендациях по прогнозированию доходных источников, обязательных к утверждению в каждом публично-правовом образовании;
2. обязательное соблюдение участниками бюджетного процесса статьи 184.2 БК РФ, предусматривающей одновременное внесение вместе с проектом закона о бюджете всех сопутствующих документов;
3. увеличение размера штрафных санкций, налагаемых на руководителей организаций и иных должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств. Целесообразно также навсегда запретить лицам, ранее привлеченным к данной ответственности, занимать руководящие посты в органах власти и управления и бюджетных учреждениях;
4. увеличение срока давности по привлечению к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и внести соответствующее изменение в статью 4.5 КоАП РФ, а также в пункт 6 статьи 306.2 БК РФ в части срока, в течение которого применяются меры бюджетного принуждения, что позволит выявить и привлечь к ответственности большее количество нарушителей бюджетного законодательства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ