Порядок проведения аудиторской проверки

Этап согласования (предварительный, подготовительный) аудита финансовой отчетности или отдельного участка включает письмо о согласии на проведение аудита. На основании положительного ответа заключается договор об оказании услуг между клиентом и аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) (приложение 1).
Аудитор должен ознакомиться со сферой деятельности клиентами, основными видами деятельности, с уставными и учредительными документами, отчетами с собраний акционеров и т.д. На данном этапе аудитор должен руководствоваться МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий» и согласовать условия аудиторских заданий с руководством, оговорить обязательные условия проведения аудита.
Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих документах (таблицах) аудитора. В рабочие таблицы включаются следующие сведения:
— отраслевые особенности деятельности;
— финансовое положение;
— организационные и технологические особенности деятельности клиента;
— уровень автоматизации учетных процессов;
— организация системы внутреннего контроля;
— сведения об обязательствах клиента;
— судебные решения.
Такая информация необходима для определения не только объема аудиторской проверки, но и рисков и как следствие, стоимости самой проверки.
Планирование аудита осуществляется на основании МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», который рассматривается вместе со стандартом МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».
Процесс планирования включает:
Сроки планирования и разработку общей стратегии, в том числе, изучение аудиторского задания и его понимания. Аудитор должен разработать стратегию, отражающую объем, сроки проведения и общую направленность аудита. При этом необходимо изучить результаты предварительной работы по аудиторскому заданию и установить объем ресурсов, необходимых для проведения данного задания.
На данном этапе дается оценка системы внутреннего контроля и системы постановки и ведения бухгалтерского учета. Целесообразно провести тесты надежности системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета (приложение 2);
«Выявление и оценку рисков существенного искажения посредством изучения окружения» (МСА 315). Аудитор должен выполнить процедуры оценки рисков с целью существенного искажения на уровне финансовой отчетности и на уровне предпосылок. Процедуры включают: тестирование риска контроля (приложение 3), неотъемлемого риска, риска необнаружения, направление запросов руководителю и третьим лицам, сотрудникам службы внутреннего контроля, аналитические процедуры, наблюдение, инспектирование. Аудитор должен рассчитать аудиторский риск, который установлен в мировой практике не ниже 5%. Пример расчета представлен в приложении 4;
Составление программы и плана аудита. На данном этапе аудитор изучает нормативную, техническую и иную документацию с целью установления влияния на проверяемую отчетность и соблюдение нормативных и законодательных актов по объекту проверки. План аудита содержит объем и порядок проведения аудиторской проверки, области подлежащие аудиту. В плане описывается квалификация аудиторов, сроки проведения аудита, подготовки отчета и заключения (приложение 5).
Программа аудита включает перечень аудиторских процедур и является средством контроля для руководителя аудиторской группы (приложение 6).
Третий этап аудиторской проверки – проведение аудита. На основе установленных стандартов аудиторской проверки собираются, оцениваются и анализируются доказательства, имеющие непосредственное отношение к объекту (участку) проверки.
Аудиторская проверка начинается после специального собрания, на котором руководителям подразделений рассказывается о целях аудита, порядке и критериях его проведения. Проверяется выполнение всех необходимых условий для проведения аудита. Цель собрания – установить доверительный деловой контакт между аудиторами и руководством проверяемого субъекта.
Затем аудитор переходит к работе по утвержденному плану, который включает тщательную проверку документов, аудиторские беседы, выборочную проверку работы сотрудников на местах с помощью различных опросников и запись результатов.
Главная цель – обнаружить наличие или отсутствие неверной информации.
На заключительном этапе аудитор подводит итоги и формирует мнение по результатам аудиторской проверки.
По итогам аудиторской проверки составляется отчет и аудиторское заключение.
Отчет содержит следующую информацию:
— формулировка нарушения;
— наименование документа, в котором обнаружено нарушение;
— ссылка на документ, регламентирующий данный вопрос;
— перечисление возможных санкций за выявленные нарушения;
— описание комплекса мер по устранению выявленных нарушений.
Аудиторское заключение содержит информацию о периоде аудиторской проверки, составе финансовой отчетности, использованных нормативных актов, целях, методах и результатах проверки. На документе ставиться номер и тип квалификационного аттестата аудитора, срок его действия и печать.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ