Медиалингвистика- особенности современного языка СМИ

Поскольку, как уже было сказано, медиалингвистика изучает, в том числе, тексты средств массовой информации, целесообразно обратиться к конкретизации данного понятия. Так, согласно А.В. Федорову, медиатекст представляет собой сообщение, которое содержит информацию, изложенную в любом виде и жанре медиа [12, c. 38], а в учебном пособии «Современный медиатекст» под редакцией Н.А. Кузьмина медиатекст понимается как «динамическая сложная единица высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций» [10, c. 6].
Тем не менее, из приведенных определений не совсем понятно, какой именно спецификой обладает медиатекст. Больше того, ни одно из них не подразумевает наличия в СМИ тех типов текстов, которые не имеют к ней непосредственного отношения. А.В. Кузнецова по этому поводу отмечает, что существует ряд инвариантных признаков, которые позволяют отнести некую последовательность знаков именно к медиатексту, причем вне зависимости от формы его воплощения и канала распространения [8, c. 141]. 
В связи с этим следует обратиться к более точным трактовкам рассматриваемого понятия. Так, например, по Т.Г. Добросклонской, в рамках медиалингвистики концепция медиатекста близка к семиотическому понятию термина «текст», под которым подразумевается последовательность любых знаков» [3, c. 35]. Похожее утверждение обнаруживается и в работе О.И. Таюповой и Н.В. Бычковской, по мнению которых медиатекст является диалектическим единством признаков языкового и медийного характера, которое представлено тремя уровнями медиаречи: словесным текстом, уровнем видеоряда или графического изображения, уровнем звукового сопровождения» [11, c. 611]. Из этих слов можно заключить, что ядро медиатекста составляет некая совокупность разнообразных семиотических кодов, которые являются единым коммуникативным целым. Об этом пишет также и Я.Н.Засурский, который подчеркивает, что в современном медиатексте, помимо текста как такового, содержится и графика, придающая тексту определенную «многомерность», а также его звуковое воплощение и связанность его с объектом рассмотрения. Именно такой характер структуры медиатекста является причиной появления его универсальных признаков, и, как следствие, способствует его включению в ряд тех или иных медийных структур [6, c. 5].
К числу особенностей медиатекста различные ученые относят следующие внешние условия его существования: идеологическая проблема массовой коммуникации, вторичность текста, его поликодовость [9, c. 166], особый тип и характер информации [13, c. 185], стандартизованность, коллективное авторство [13, c. 131-134], смысловая незавершенность, медийность [13, c. 110].
Что касается классификации медиатектов, то, в силу их неоднородного характера в современной науке существует большое количество типологий, представленных в трудах различных авторов. При этом данный факт отсутствия общепринятой классификации исследователи объясняют не только общими свойствами текста как такового, но «невозможностью задавать какое бы то ни было исчисление текстов в частности» [7, c. 223]. По мнению Н.С. Валгиной, подобная типология может основываться на любом из признаков текста, — будь то информационные, функционально-стилистические, структурно-семиотические или коммуникативные, – на пересечении которых один и тот же текст будет отнесен к различным группам [1, c. 113].
Т.Г. Добросклонская также подчеркивает, что типологическое описание медиатекстов должно основываться не только на общей типологии речи как таковой, но и на типологии жанров, традиционно сложившихся в журналистике [4, c. 17]. В качестве параметров, которые необходимо учитывать при составлении такого описания, она указывает способ создания, способ воспроизведения, канал распространения, функционально-жанровый тип текста, тематическая доминанта или медиатопик [2, c. 47]. К перечисленным параметрам Н.А. Кузьмина добавляет фактуру и способ создания.
Рассмотрим все указанные параметры более подробно, на примере типологии, представленная в учебном пособии Н.А. Кузьмина, составленной на основе классификации Т.Г. Добросклонской:
По способу производства:
авторский (любой медиаматериал, содержащий указание на авторство, например, статья обозревателя);
коллегиальный (материалы новостного характера).
По фактуре:
вербальные (собственно текст);
невербальные (фотография);
креолизованные (сложное семиотическое образование, совмещающее в себе знаки вербальной и невербальной систем; к таким текстам относятся, например, теле- и интернет-тексты).
По способу распространения:
печатные;
радио- и телевизионные;
тексты интернет-СМИ.
По функционально-жанровому типу:
информационные;
аналитические;
художественно-публицистические (в состав которых входят также специфические рекламные и пиар-жанры).
По тематической доминанте:
бизнес;
политика;
погода;
культура;
искусство и т.д [10, c. 17-21].
Таким образом, различная природа вышерассмотренных параметров в очередной раз доказывает, что медиатекст представляет собой особый вид текста, обладающий собственной спецификой. При этом необходимо также отметить следующее: несмотря на то, что данные признаки находятся в разных плоскостях, тесный характер их связи друг с другом свидетельствует о многоаспектности и сложности медиатекста как такового.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ