Формирование рефлексивных умений (самоанализа, самооценки) в процессе обучения ИЯ

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей формирования рефлексивных умений в процессе обучения иностранному языку в начальной и основной школе.

Введение и актуальность


Подводя итог, можно выделить общее во всех определениях, приведенных в данном параграфе. Рефлексия – это взгляд на себя со стороны, анализирование своих поступков и действий и при необходимости их перестроение на нужный лад. А так же рефлексия – важнейший компонент учения. Она оказывает помощь обучающемуся в переопределении целей работы, формулировке результатов и корректировке образовательного маршрута. Цель рефлексии очень проста, но в то же время и сложна: вспомнить, выявить и осознать компоненты деятельности (смысл, типы, способы, проблемы и пути их преодоления, результаты и т.д.). Ведь без понимания всего вышеперечисленного обучающийся не сможет присвоить себе добытых знаний.
Рассмотрим сущность рефлексивного механизма и его основных этапов. Психологи, исследуя механизмы рефлексии, описывают ее в виде модели «выхода» личности за пределы совершаемой деятельности. Так же имеется несколько иная трактовка. Заключается она в модели «установления отношений» между различными структурными образованиями, произведенных от позиций и участвующих в ней кооператив, преследуя цель избегания возникающих остановок и разрывов в деятельности. Через знание по отношению к внешней позиции, осознание норм, экспликации эталонов оценки, контроля, и выделение ориентиров в деятельности осуществляется выход личности вмета-план, т.е. план принципов, лежащих как-бы вне деятельности, но вместе с тем, регулирующих ее протекание. Восполнение «разрывов» посредствам рефлексии обеспечивает воспроизводство и репродукцию деятельности в похожих условиях [14].
Первым ученым, выделившим этапы рефлексии, стал Г.П. Щедровский. И выделил он следующие этапы:

Заключение и вывод


В младшем и среднем школьном возрасте рефлексия учебной деятельности можно провести следующим образом: где каждый этап урока представлен цветной фигурой или картинкой, ученик получает кружочки красного и зеленого цвета. Учитель предлагает прикрепить зелёный кружочек к тому элементу урока, который ученику больше всего понравился, а красный – к тому этапу урока, который вызвал затруднения и дискомфорт. Можно предложить ученикам такой вид рефлексии как «Цветограмма»: с помощью цветового кода ребята определяют успешность выполнения того или иного этапа урока, задания. Определенный интерес у обучающихся младших классов вызывает рефлексия «Лесенка успеха»: ученику предлагается поставить себя на ту ступеньку, на которую бы поставил во время выполнения упражнения. Каждая ступенька отмечена смайликом: на первой ступеньке смайлик грустный – «у меня ничего не получилось», на второй – нейтральный смайлик – «у меня были проблемы», на третьей – улыбающийся смайлик – «я сегодня молодец!». В рефлексии «Дерево успеха» ученику предлагается прикрепить к дереву зелёный листок, если у него не было ошибок, желтый, если он допустил 1-2 ошибки и красный, если ошибок было 3-4.
В конце младших и средних классах целесообразно предложить обучающимся заполнить таблицу, выставив себе оценки за разные виды деятельности на уроке или оценить уровень развития своих речевых умений.
Еще одной формой рефлексии учебной деятельности является метод незаконченных предложений, например, я сегодня узнал…, я научился, я понял, что могу… и т.д. С помощью такого вида рефлексии можно научить ребенка оценивать свою деятельность на отдельном этапе урока и на уроке в целом.
Для анализа учебной деятельности обучающихся учитель может вести мониторинг учебных достижений каждого ученика по различным видам речевой деятельности.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока иностранного языка, по итогам урока, изучения темы, четверти, учебного года. Выбор вида рефлексии зависит от цели урока, его содержания, способов и методов обучения, возраста и психологических особенностей детей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ