Нарративные стратегии в романе Вл. Новикова «Роман с языком»

Рекреативная стратегия не несет в себе прямого «свидетельства и суда», будучи лишь восстановлением и воспроизведением авторитетного нарративного знания, общенародного предания (в героическом эпосе и в сказке). В «Исходе» Бунина текст построен не на общенародном предании, но его носители входят систему его персонажей: старухи и старики диегетического мира этого повествования.
Нарратор энкратической стратегии – это именно «судия», эксплицитно занимающий активную ценностную позицию. Императивный нарратор не обязательно вершит прямой суд над участниками событий, но ему всегда известно, «где верный путь, где – неверный» (что в эпоху Горация было категорическим условием лоя достойного внимания нарратива).
При акратической стратегии мера событийности определяется с позиции вполне субъективного «свидетеля». Позиция же «судии» здесь может присваиваться нарратором, но это явственно отдаляет его от авторской инстанции. Таков случай Ивана Иваныча, чья позиция «судии» убедительна в диегетическом мире его рассказа, но дискредитируется обрамляющим контекстом.
Наконец, позиция нарратора отчасти уже у Достоевского, но в особенности у Чехова не сводится ни к суду, ни к нейтральному свидетельству. Она состоит в напряженном усилии постигания событийности происходящего, которое в вероятностном мире никогда не может быть окончательным и исчерпывающим (ср. чеховскую формулу: «Никто не знает настоящей правды»), и в пробуждении ответственной солидарности адресата – аналогичной позиции постигания.
Если задуматься, в чем рассказ Алехина ближе к нарративной стратегии зрелых чеховских рассказов, то можно ответить словами В.Я. Лакшина: «в отказе от миссии учительства», в том, что «Чехов не навязывал никакого постулата», а «моральная требовательность обращалась им прежде всего на себя». Эти слова вполне применимы к Алехину, тогда как первые два рассказчика трилогии «учительствуют», хотя и по-разному: Буркин – учитель по профессии, привыкший уверенно оценивать людей, а Иван Иваныч страстно проповедует в «толстовской» модальности.
Понятие последовательности текстов включает в себя представление о некой протяженности текстов (композиции, ряда), актуализирующей момент каузальности связи между ними, di` allela, и сферической, непредсказуемой, событийности и ее отсутствия. В конечном итоге устанавливаемым результатом восприятия текстов становится некое смыслополагание рассказываемого события бытия.
Последовательность текстов как конфигурация нарратива характерна не только для художественных текстов, но и для нехудожественных или смешанных, каковыми являются, например, всевозможные хроники, письма, собрание документов. Главное, чтобы изображаемое в них обладало «временной структурой» и содержало «некое изменение ситуации» (В. Шмид). 
Анализ последовательности текстов, в свою очередь, может быть причислен к анализу нарратива. В этом случае в более расширенном толковании нуждается и понятие события повествования. Вместо более или менее единого связного изложения рассказа о происходящем перед нами предстает достаточно пестрая картина множественности происходящего, основанная на смене повествующих или описывающих речевых субъектов. 
Автор при создании образа нарратора использует эксплицитный и имплицитный способы изображения, что было отмечено В. Шмидтом в его исследовательских трудах. 
Как известно, художественное произведение не всегда подчиняется устоявшимся теориям. Так, если в определении В. Шмидта утверждается, что «эксплицитное изображение основывается на самопрезентации нар-ратора. Нарратор может называть свое имя, описывать себя как повествующее «я», рассказывать историю своей жизни, излагать образ своего мышления…», то нарратор, в целом подстраиваясь под установленные рамки, вместе с тем переходит границы данного определения. Представляющий себя посредством художественного описания нарратор предстает перед нами от имени автора. 

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ