Малые предприятия и их развитие в кризисной ситуации

Цели и задачи

Целью проведения данного исследования является раскрытие особенностей поведения малых предприятий в условиях кризиса.

Введение и актуальность


Важным аспектом ведения малого бизнеса также является проблема, связанная с финансовой обеспеченностью. Здесь, в первую очередь, речь идет о дороговизне заемных финансовых ресурсов, определяющейся высокой ставкой кредитования, и предпочтением банков к кредитованию уже существующего и эффективного среднего и крупного бизнеса, в том числе ввиду его большей прозрачности. Также на малый бизнес оказывает сильное влияние налоговая нагрузка.
В связи с тем, что малый бизнес сталкивается с некоторыми проблемами при реализации своей деятельности, государством принимаются меры по развитию малого предпринимательства. Так, например, в целях развития малого и среднего предпринимательства федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Также реализуются меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства, меры по обеспечению финансовой поддержки и развитию ее инфраструктуры.
В процессе развития малого бизнеса создаются благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Малое предпринимательство - ведущая сфера приложения труда в подавляющем большинстве экономически развитых стран. На его долю приходится более 50% ВВП, доля занятости в секторе составляет от 40 до 60%. Именно малый бизнес выступает одним из ведущих источников создания среднего класса - гаранта демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.
В России уровень развития малого сектора экономики существенно ниже большинства развитых стран мира. Так, если в США к началу 2014 г. функционировало около 27,5 млн. предприятий, в государствах ЕС - 21,3 млн., то в России общая их численность составила всего 5,5 млн., включая 14,6 тыс. средних предприятий, 2,07 млн. малых и микро-предприятий, 5,4 млн. индивидуальных предпринимателей.
Учитывая то обстоятельство, что критерии отнесения к малому предпринимательству широко варьируют (верхняя планка численности персонала предприятия, отнесенного к категории МСП в ЕС и России составляет 250 человек, а, например, в США - 500 человек, в Китае -1000 человек и др.), более корректным представляется сравнение вклада малого предпринимательства в ВВП. В США этот показатель составляет 50-51%, в ЕС – 58-64%; в России - только 19-21% (рисунок 1.3).

Заключение и вывод

За последние несколько лет число малых предприятий в России значительное увеличилось. При этом анализ предприятий малого бизнеса по видам деятельности показывает, что большая их часть (39,1%) осуществляет торговую деятельность, либо оказывает услуги по ремонту автотранспортных средств и бытовой техники. На втором месте (20,3%) находятся предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью, связанные с ее продажей или арендой. И на третьем месте с долей 11,7% - малые предприятия в сфере строительства. Таким образом, предприятия производственной и агропромышленной сфер занимают ничтожно малую долю. А ведь именно в этих отраслях создается так называемая добавочная стоимость, динамика которой во многом определяет эффективность развития экономики.
По территориальному признаку малый бизнес в России развит неравномерно - явная централизация малых предприятий (включая микропредприятия) по количественному фактору тормозит развитие этого сектора экономики в российской глубинке.
Сегодня для малого предпринимательства действуют три специальных налоговых режима:
единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД);
упрошенная система налогообложения (УСН);
патентная система налогообложения (для индивидуальных предпринимателей).
Упрошенная система налогообложения на основе патента и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности нуждаются в реформировании.
Популярная в 1990-х гг. идея создания бизнес-инкубаторов для субъектов малого предпринимательства, к сожалению, не получила должного развития. Идеология бизнес-инкубирования в России заключалась в помощи малому предпринимательству на начальной стадии создания и развития. Всесторонняя поддержка должна была выражаться не только в льготной арендной плате, но и в информационной поддержке в виде консультаций квалифицированных бухгалтеров и юристов, рекламном и маркетинговом сопровождении.
Отсутствие государственной поддержки бизнес-инкубаторам вполне объяснимо ограниченностью бюджетных средств. Но существуют и другие возможности создания льготных условий для малого предпринимательства. И в первую очередь речь идет об упрощении процедур бухгалтерского и налогового учета, что вызывает особые трудности и спорные ситуации с контролирующими органами.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ