Право человека: понятие, содержание и структура.

Цели и задачи

Целью работы является уточнение сущности прав личности.

Введение и актуальность


Во-первых, права и свободы человека отличаются по уровню вмешательства государства в те сферы общественной жизни, которые их обуславливают. Как признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочий), права человека имеют четко обозначенную в законе сферу реализации, то есть речь идет о фиксации на законодательном уровне конкретных направлений деятельности индивида. Свободы человека, наоборот, охватывают те сферы общественной жизни, в которые государство не имеет право вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует либо не действует по своему выбору и усмотрению.
Проанализировав уровень вмешательства государства в сферы общественной жизни, нельзя обойти вниманием роль «рамочной конструкции», которую государство играет применительно к правам и свободам человека. В отношении прав человека государство устанавливает рамки, преступив которые, человек нарушит закон. То есть, для того индивида, который обладает правом и, возможно, попытается нарушить его пределы, оно выступает ограничителем, а для индивидов, которые могут пострадать от действий нарушителя права, государство является защитником. Что касается свобод человека, роль государства должна сводиться к защите границ свобод индивида от посягательств на них других индивидов либо властных структур. Соответственно, государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенного. При этом оно обязуется не только гарантировать и защищать правомерные действия человека в обозначенной законом сфере, но и должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации прав и свобод.
Принцип взаимосвязи (единства) с обязанностями выступает еще одним критерием, по которому категории «права» и «свободы» отличаются между собой. Данные соотношения реализуются в парных категориях.
При рассмотрении взаимосвязи между правами и обязанностями возникает соотношение «возможность — необходимость». Под необходимостью понимается выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий и законов. Субъективные побуждения личности, стремление к полной независимости и возможности полного удовлетворения своих интересов неизменно противоречат самому факту наличия объективной необходимости. Из этого противоречия рождается диалектическое единство. Сущность такой модели единства заключается в равных пропорциях прав и обязанностей индивида, в их сбалансированном развитии. Право не противопоставляется обязанности, а сливается с ней: осуществление права обеспечивается выполнением обязанности. Зависимость здесь прямая: нет обязанности — нет возможности воспользоваться своим правом в полной мере.
Вариант единства свободы и обязанности человека как парных категорий возможен через восприятие последней как ответственности. Эта модель очень близка к предыдущей паре «возможность — необходимость». Только высокоответственная личность может в полной мере осознавать возможность действий в рамках познанной необходимости, то есть, быть свободной, и наоборот, только свободная личность может в полной мере нести ответственность за качество выполненных обязанностей. Свободы без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует, быть априори не может. В этом смысле ответственность — это неизбежная цена свободы, плата за нее. Ответственность является своего рода ограничением свободы, ведь последняя должна быть не безграничной, а разумной, то есть ограниченной во имя общего блага. Таким образом, исполнение обязанности является одной из сторон свободы. Если правовые свободы — это установленные нормами права возможности выбирать вид и меру поведения, то обязанности — это предусмотренные правовыми нормами необходимости следовать определенному виду и мере поведения; это закрепленные в законе требования государства и общества к поведению индивидов.
Проведенное исследование понятий «прав и свобод человека» позволило прийти к выводу, что данным категориям присущи сходства и различия, которые в диалектическом единстве образуют их сущностную природу. В качестве ключевых черт сходства прав и свобод выступают их юридическая природа, нормативное закрепление в правовых актах, механизмы реализации и защиты прав и свобод. Также объединяющим моментом является триада принципов, составляющих идеологическую основу прав и свобод человека: универсальность, естественность и неотчуждаемость. Последующий анализ позволил выделить и принципиальные отличия между правами и свободами, а также дал ответ на вопрос, касающийся первичности между обозначенными категориями. Так, в доктрине демократического правового государства свобода выступает базисной платформой для права, а оно, в свою очередь, является мерой свободы. Различность между правами и свободами человека становится более объемной, когда исследуется уровень вмешательства государства в сферы реализации прав и свобод, а также их соотношение с обязанностями.
Таким образом, вышеизложенный материал позволил расставить акценты между понятиями прав и свобод человека. Но в то же время закономерно создал и новый вопрос — касательно сферы практической реализации прав и свобод человека. Поскольку установленная ясность «на бумаге» никак не гарантирует реализацию прав и свобод на практике. Однако это аспект уже нового научного размышления.
Многообразие прав и свобод человека и гражданина вызывает необходимость их классификации. На сегодняшний день не существует универсальной классификации прав и свобод личности.
Существует несколько классификаций.
По времени возникновения различают три поколения.
К первому поколению относят гражданские или личные. Государство эти права призвано охранять.
Второе поколение основано на социальном реформировании. Эти идеологии говорят о том, что человека должно охранять государство от всех негативных влияний. Это могут быть последствия рыночной экономики. В итоге люди должны существовать одинаково хорошо вне зависимости от этих влияний. Особенную роль занимают культурные, социальные и экономические.
В настоящий период времени наблюдается третья волна поколения. Возникают спорные моменты по поводу того, как возникло это третье поколение.
Но в обществе призваны коллективные, которые направлены на мир, на общую безопасность существования и другие моменты. В итоге расширение свобод человека не происходит. В результате общие права ни в коей мере не должны ущемлять свободы одной личности.
Все права человека и его свободы разделяются на три категории: гражданские или личные; политические; социальные, экономические, культурные.
При рассмотрении любых классификаций стоит учесть, что подобные подразделения считаются достаточно условными. Существуют общепризнанные принципы и нормы, которые гарантируют и обеспечивают человека правами и свободами.

Заключение и вывод

Под правами человека подразумеваются ряд правил поведения, с помощью которых государство обеспечивает защиту чести, достоинства и свободы гражданина, вне зависимости от его этнической принадлежности, национальности, пола, вероисповедания, языка и цвета кожи.
Права человека необходимы для полноценной жизни – они гарантированы каждому индивиду, исключая дискриминацию в любом ее проявлении. В любом цивилизованном государстве права и свободы человека и гражданина гарантируются, как того требуют общепризнанные принципы и нормы, а также Конституция. Каждый человек может рассчитывать: на признание прав и свобод, как высшую ценность, принадлежащую человеку с рождения, вне зависимости от идеологии, которой следует общество; на равенство мужчины и женщины; на соблюдение общепризнанных международных норм, даже в ущерб законам государства; на запрет на применение прав и свобод в качестве инструмента пропаганды насилия и разжигания ненависти в любом ее проявлении.
Все права человека взаимосвязаны и взаимозависимы – это единое целое. Помимо личных прав и свобод отдельно взятого человека, на сегодняшний день общепризнанными являются коллективные права, среди которых: права на мир, права на всеобщую безопасность, права на незагрязненную окружающую среду. Если в соблюдении одного права присутствует прогресс, он неизменно способствует прогрессу в сохранении других прав. Данная закономерность работает и в обратном порядке, т. е. несоблюдение одного права отрицательно сказывается на других правах и свободах личности и общества.
В современном мире права человека можно разделить на пять основных групп:
1. Личные права – должны обеспечивать каждому индивиду, являющемуся членом гражданского общества, сохранение автономности и относительной свободы. Перечень личных прав включает также право на жизнь, за исключением смертной казни в ряде государств за особо тяжкие преступления. В числе остальных, но не менее важных прав и свобод: право на личную неприкосновенность, свободу передвижения и неприкосновенность частной жизни.
2. Политические права – это права и свободы граждан, обеспечивающие их участие в политической жизнедеятельности общества. В современных государствах созданы условия, позволяющие каждому человеку в полной мере использовать свои политические права, среди которых: право вступить в партию, защищать свои интересы посредством вступления в союзы, проводить общественные мероприятия (митинги, собрания и демонстрации).
3. Экономические права – это особая группа основных прав, которая создает предпосылки для реализации иных прав и свобод, включая личные, политические социальные и культурные права при условии, что они гарантированы государством. Одним из важнейших экономических прав является право частной собственности на различные виды имущества.
4. Социальные права должны обеспечивать индивиду достойные по современным критериям уровень жизни и социальную защищенность. Будучи гражданином цивилизованного государства, каждый человек может рассчитывать на социальное обеспечение, право на жилище и отдых, право на защиту детства и охрану здоровья.
5. Культурные права, как и остальные перечисленные группы, тесно связаны с экономическими правами и обеспечивают развитие индивида на духовном уровне. К этой группе относятся права на образование, участие в культурной жизнедеятельности общества и доступ к культурным ценностям.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ