Ликвидация юридического лица

К примеру, ст. 23 Закона СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» разделяла два режима — прекращение и реорганизация. Причем прекращение, как следует из текста статьи, понималось как аналогия ликвидации. В пореформенный период наблюдается отказ от использования термина «прекращение» по отношению к юридическому лицу;
2) не была четко проведена грань между реорганизацией и ликвидацией с точки зрения последствий (преемство в правах и т.п.). Напротив, нормативные акты содержали положения, прямо противоречащие доктринальному взгляду на ликвидацию как на способ прекращения юридического лица, не сопровождающийся преемством.
Так, ст. 470 ГК РСФСР гласила: в случае ликвидации юридического лица требования, указанные в ст. ст. 460 — 465 Кодекса, предъявляются к его вышестоящей организации или к организации, указанной в решении о ликвидации; в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке обязанным производить указанные в ст. 468 Кодекса платежи (по возмещению вреда, связанного с уменьшением трудоспособности потерпевшего, а также вреда, связанного со смертью), эти платежи должны быть капитализированы по правилам государственного страхования и внесены страховой организацией для выплаты их в установленных размере и порядке. [16, c. 38]
3) законодательство в анализируемый период не вполне четко устанавливало дату (момент) окончания ликвидации юридического лица. Это касалось как общих положений, так и отдельных нормативных актов;
4) в указанный период интересную трансформацию претерпели нормы о принудительной ликвидации. В начальный период регулирование в этой области во многом напоминало право дореволюционное (и представляло собой отличие от законодательства времен нэпа, когда предусматривалось принудительное прекращение товариществ) в той части, что принудительное прекращение юридических лиц, занятых в хозяйственной сфере, было практически не урегулировано, а институт принудительного прекращения разного рода общественных, кооперативных и иных нехозяйственных организаций был урегулирован довольно детально. [13, c. 28]
Правда, основания для этого были несколько иные, чем в дореволюционное время: принудительный порядок прекращения государственных юридических лиц, которые действовали в хозяйственной сфере, «поглощался» правовым режимом распорядительного прекращения юридических лиц. Напротив, в пореформенный период мы можем наблюдать существенное развитие и детализацию положений о принудительной ликвидации юридических лиц всех форм и видов. Интересно также, что советское право не знало института принудительной реорганизации, под принудительным прекращением понималась именно ликвидация юридического лица. Напротив, в первые пореформенные годы (1990 — 1992 гг.) в российском праве появились нормы о принудительной реорганизации. Прежде всего, такие нормы появились в законодательстве об акционерных обществах, антимонопольном законодательстве и законодательстве о приватизации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ