Теоретические разработки Д.Бэйна как основа исследования входных барьеров.

Цели и задачи

Целью исследования является изучение теоретических разработок Дж.

Введение и актуальность


Именно наличие входных барьеров в сочетании с высоким уровнем концентрации монопольной власти производителей в отрасли предоставляет возможность участникам рынка устанавливать цены на уровне выше предельных затрат и получать положительную экономическую прибыль как в коротком, так в длительном периодах. В рамках подхода теории отраслевых рынков можно выделить следующие концепции, определяющие отраслевые барьеры входа (табл. 1) [, c. 42].
Таблица 1
Определение входных барьеров в рамках различных концепций теорий отраслевых рынков
Концепция Детерминанты входных барьеров
Структурное определение (Дж. Бэйн) Факторы, позволяющие укоренившимся фирмам получать сверхприбыли без угрозы входа потенциальных новичков.
Определение Чикагской школы (Дж. Стиглер) Затраты производства, которые должна нести фирма, стремящаяся войти в отрасль, но не несут фирмы, уже находящиеся в отрасли.
Нормативный подход (Ф. Вайцзекер, Г. Демсец) Потребительские предпочтения и поведение потребителей как фактор «возведения» отраслевых барьеров входа.
Определение с позиций укоренившихся фирм (Р. Гильберг) Рента, полученная из факта функционирования фирмы в отрасли.
Контрактный подход (Р. Коуз, А. Алчиан, О. Уильямсон) Факторы, обусловливающие высокий уровень трансакционных издержек оперирования фирмы в отрасли.
Подход с точки зрения оценки преимуществ интернализации (М. Кэссон, Р. Кейвз) Факторы, обусловливающие высокий уровень трансакционных издержек оперирования фирмы в отрасли.

Заключение и вывод


В ходе написания работы были сделаны следующие выводы:
Рынок олигополии является достаточно распространенным явлением во всем мире. В экономической теории олигополия рассматривается как одна из форм несовершенной конкуренции и представляет собой рыночную структуру, при которой доминирует малое количество фирм. Другими отличительными чертами олигополии выступают высокие барьеры для входа в отрасль, возможность фирм оказывать влияние на рыночные цены, что предопределяет пространственную конкуренцию на олигопольных рынках. Стремление фирм к укрупнению, следовательно, тенденции к олигополизации вызваны стремлением добиться более выгодных условий хозяйствования (например, в отношении использования технологий, сотрудничества с поставщиками), а также эффектом масштаба, при котором при более значительных объемах выпуска достигается экономия в издержках на единицу продукции.
Барьеры входа, являющиеся неотъемлемой частью рынка несовершенной конкуренции, представляют собой факторы объективного или субъективного характера, наличие которых в той или иной степени препятствует налаживанию фирмами эффективного бизнеса в отрасли. Барьеры входа могут иметь различную высоту, которая во многом определяет структуру рынка. Дж. Бэйном по высоте входных барьеров были выделены рынки со свободным входом, блокированным входом, неэффективными и эффективными входными барьерами. Предложенная Дж. Бэйном классификация рынков по высоте входных барьеров может быть использована при изучении факторов формирования структуры рынка, особенностей поведения существующих фирм на рынке в краткосрочном и долгосрочном периоде. Дж. Бэйном также были выделены причины входных барьеров на отраслевых рынках, среди которых абсолютное преимущество в издержках, экономия на масштабе, дифференциация продукции, объем первоначальных инвестиций, необходимый для обеспечения входа на рынок. Кроме того, Дж. Бэйн ввел понятие «агрегатные входные барьеры», высота которых определяет предел превышения цены продукции над средними переменными издержками. Фактически став основоположником теории отраслевых рынков, Дж. Бэйн ввел в понятийный аппарат категории «максимальной предельной цены» (максимального значения цены, которую фирмы могут установить на свою продукцию, не создавая для себя угрозы появления новых фирм в отрасли) и «условия входа» (как превышение максимальной цены над минимальными средними издержками).
Концепция максимальной предельной цены, предложенная Дж. Бэйном, стала основой изучения стратегического поведения фирм, функционирующих на отраслевом рынке, в частности, на рынке олигополии. Выделяют две формы поведения фирм на рынке олигополии – некооперативное и кооперативное поведение. Некооперативное стратегическое поведение предполагает самостоятельное принятие решение олигополией об объемах выпуска и цене. Такое поведение порождает ценовые войны, основанные на постепенном снижении существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Кооперативное стратегическое поведение представляет собой поведение олигополистов, связанных соглашениями об объемах выпуска и цене. Соглашения об объемах выпуска и ценах на рынке олигополии как форма кооперативного стратегического поведения может принимать формы картеля, тайного сговора и «лидерства в ценах».
Нестратегические (объективные) барьеры входа создаются фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и слабо зависят от деятельности фирмы и слабо поддаются ее воздействию. К нестратегическим барьерам входа относятся административные, социально-экономические (емкость, инфраструктура рынка, капитальные затраты), абсолютные или относительные преимущества фирм в уровне затрат, эластичность и темпы роста спроса, гражданские барьеры.
Стратегические (субъективные) барьеры входа являются результатом сознательного стратегического поведения фирм, создающего препятствия для проникновения новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, патенты, лицензии, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска в отрасли (рост издержек на маркетинг, рекламу, НИОКР, создание имиджа фирмы и т.д.). Наиболее распространенными вариантами поведения фирм в отрасли, создающего стратегические барьеры, выступают положительный эффект масштаба, вертикальная интеграция и дифференциация продукции. Существует следующие основные модели, описывающие стратегические барьеры, – модель Дж. Бэйна, модель Ф. Модильяни, модель Джелмана-Сэлопа, модель М. Спенса.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ