Личность Иисуса(сравнительный анализ Гегеля,Ренана и Штрауса

Цели и задачи

Цель работы – выявление сходства и различия в описании личности Иисуса в произведениях Гегеля, Штрауса и Ренан под одним названием «Жизнь Иисуса».

Введение и актуальность


Давид Фридрих Штраус – немецкий философ, теолог, историк и публицист, живший и работавший в XIX веке. Учился в Вюртемберге в духовной евангелической семинарии, где его преподавателем был знаменитый богослов, впоследствии основавший Тюбингенскую школу Христиан Баур. Затем Штраус проходил обучение в духовном институте при Тюбингенском университете. Еще дома Штраус получил хорошее знакомство с Библией и сильно религиозное чувство, в связи с чем он долго сопротивлялся рационалистическому влиянию своего наставника. Однако исследование трудов Шлейермахера и, в особенности, Гегеля оказали на него определенное влияние. Тем не менее, Штраус занял пост викария и стад преподавателем в семинарии в Маульбронне.
Штраус сформировался как профессиональный теолог в Тюбингенском университете, являющийся со времени своего основания в 1477 г. важным центром гуманизма и играющий значительную роль в развитии богословия. Штраус здесь не только получил отличную образовательную подготовку для профессионального теолога, но и очутился в определенной культурной среде, пробудившей в нем своими неоднозначными интеллектуальными импульсами духовные запросы, которые стали стимулами в неустанных теоретических исканиях. Он не был исключением в этом отношении, - в этих же стенах начиналось формирование Шеллинга, Гельдерлина, Гегеля и других выдающихся умов.
Давид Штраус понимал, что религия и философия имеют разное содержание: философия является сферой разума, религия - сферой мира. Философ призывал создать новую религию, отвечающую критериям научности, основанную на философии, так как «перевод религиозных представлений на язык философских понятий может быть достигнут лишь посредством выявления содержания веры и признания того, что все исторические формы выражения церковной веры неприемлемы».
В 1835–1836 годах вышел в свет главный труд Штрауса «Жизнь Иисуса», который значительно повлиял на общественное сознание, вызвав в умах современников целую бурю.
К окончанию обучения в университете у Штрауса сложилось резко критическое отношение к догматизму в религии и философии, которое побудило его фундаментально исследовать жизнь Иисуса. Философ поставил перед собой целью разрешение выявившихся противоречий в христианской доктрине. Он затронул в своей работе широкий круг проблем, однако главное ее содержание проявилось в критике евангельских историй, которые Штраус относил к мифотворчеству. Мыслитель разрушил миф, который признает Иисуса сыном Божьим. Он представил его как Иисуса-человека, бывшим реальной исторической личностью. Штраус в своей книге указывает, что мифы в евангелиях возникли ненамеренно, в период времени между смертью Иисуса и возникновением его жизнеописаний во II веке.
Штраус, как и в других своих работах, в «Жизни Иисуса», подвергал критике не столько христианскую религию, сколько христианскую догматику, которая внутренне была противоречива и пришла с современным знанием в конфликт. Кроме того, Штраус считал, что твердое развенчание заскорузлой ортодоксии сможет способствовать спасению и сохранению христианства. Такое обновленческое устремление само по себе могло бы встретить поддержку и понимание в церковной среде, если бы работа Штрауса не разрушала наиболее консервативный, с его точки зрения, догмат - признание Иисуса - сыном Божьим.
В течение своей жизни Штраус написал две книги «Жизнь Христа», изданные с разницей в тридцать лет. Вторую книгу он написал в таком ключе, чтобы книга был понятна для немецкого народа. Определенное влияние на написание второй книги на Штрауса оказала книга Ренана «Жизнь Христа». Штраус желал, чтобы вторая его книга «Жизнь Христа» стала для немецкого народа такой же, как и книга Ренана для французов. Сам Штраус писал, что обе его книги в действительности одна книга в разных изданиях.
Штраус не отвергает непреходящие ценности христианства, однако считает, что они неизбежно связаны с несовершенными историческими формами. Он видит назначение христианства в способствовании реализации человеческих потенций, что подразумевает совершенствование самих людей и улучшение условий их бытия. В связи с этим христианство не сводимо к этике. Оно представляет собой наиболее широкое и социально значимое учение, подвластное историческому изменению, направленность которого Штраус описывает как «прогрессивное превращение религии Христа в религию гуманности, к которому направлены все благородные стремления нашего времени».
Христологическая концепция Штрауса, по существу, положила начало новому этапу научной библеистики.

Заключение и вывод


На протяжении всего существования человечества всегда находились пытливые умы, которые стремились понять суть происходящих вещей. Все религии мира были направлены на то, что объяснить эту суть. В связи с этим находились люди, которые стремились понять суть самой религии, ее содержание, основы. Философия религии направлена как раз на такое познание. Она не стремится изучить религию только лишь с исторической точки зрения, этим занимается история религии. Ее главной целью является истолкование религиозных фактов.
В конце XVIII – XIX веках появляется ряд великих мыслителей, которые занимаются вопросами философии религии. Одним из самых ярких представителей, положившим начало этих исследований является Иммануил Кант. Этот философ стремился обосновать невозможность философско-метафизического, соответственно - теоретического постижения Бога. Гегель в своих работах опирается на работы Канта, однако Гегель воспринял его идеи по-своему. Гегель считает, что религия необходима народу. Но это должна быть религия, свободная от церковных догматов, церковного культа и государства. Гегель ставит под вопросом существование истинной религии. В своих работах и Кант и Гегель признают существование Бога, но делают это по-своему. Они в открытую не провозглашают рационалистический взгляд на религию, возможно, опасаясь обвинения в атеизме.
Штраус и Ренан в своих работах уже в открытую не признают существование Бога. С появлением книги Штрауса «Жизнь Иисуса» возникает новое атеистическое движение последователей Гегеля. Штраус также считает, что религия нужна народу. Но в условиях интенсивного развития науки это должна быть новая религия, отвечающая критериям научности. Ренан в своих взглядах местами противоречив и субъективен. Он также отвергает все сверхъестественное, однако он верил в высшую цель, которую имеет мировое развитие. Разрушая основы христианства, Ренан, тем не менее, проявляет уважение к этой религии, как к высокому проявлению духа.
При сравнении личности Иисуса в работах Гегеля, Штрауса и Ренана «Жизнь Иисуса» выявилось много сходств. Это неудивительно, так как Штраус и Ренан работали под влиянием Гегеля, и при написании своих книг они изучали и ссылались на работы друг друга, выражая симпатию. Все три автора признают существование Иисуса, однако отвергают его божественную сущность, не признают его способности творить чудеса. Однако у Гегеля и Ренана идет речь о божественности в том аспекте, в котором они это видят. Божественность для них, не что-то мифическое, а просто уникальные человеческие качества, которые были присущи только Иисусу. Штраус же абсолютно все сверхъестественное и необычное отвергает, и, на основании исторических фактов и своей интерпретации древних библейских текстов полностью рушит все догматы церкви. Иисус в его понимании, просто сильная личность, моралист, но не единственный в своем роде. Гегель допускал возможность исцеления Иисусом больных, но не с помощью сверхъестественных способностей, а просто используя знания о психосоматическом устройстве человека. Штраус и Ренан отрицают все чудеса в евангелиях и считают их мифическими.
Прошло уже несколько десятков, но работы этих авторов по сей день интересны для исследования и актуальны. Они сумели оказать огромное влияние на развитие не только философии религии, но и на догматическое богословие.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ