«День здоровья» как форма организации физического воспитания младших школьников
Цели и задачи
Цель работы: изучить особенности физического воспитания младших школьников.
Введение и актуальность
Можно сказать, что вся сущность воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием. Конкретным объектом, и в тоже время фактором управления, считается процесс двигательной деятельности. Именно с помощью данной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и иных средств физического воспитания, возможно в широком спектре менять активное положение организма, целенаправленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (изменения регуляторных функций нервной системы, увеличение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем и так далее). Их совокупность приводит как к количественным, так и к качественным изменениям активных возможностей в целом всего организма.
1.2. Характеристика основных форм организации физического воспитания младших школьников
В каждом образовательном учреждении, физическое воспитание учащихся осуществляется в форме обязательной учебной дисциплины «Урок физкультуры», который проходит в режиме учебного дня, а также может проходить в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительной либо спортивной работы [20, с. 77].
Урок физической культуры является основной формой физического воспитания, на котором решаются как образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи, так и задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся в современных условиях.
Вся совокупность форм организации физического воспитания младших школьников составляет систему, которая включает в себя: уроки по предмету «Физическая культура» (данные уроки являются обязательными, потому как проводятся по государственной программе и создают главную основу всей физкультурно-оздоровительной работы, следовательно занимают важнейшую форму во всей организации физического воспитания младших школьников), а также формы активного отдыха в режиме продлённого дня (физкультурная пауза, гимнастика занятий, перемены с играми и т.д.).
Формы организации физического воспитания школьников включают в себя: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные занятия (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры совместно с физическими упражнениями) и повседневная работа по воспитанию детей (различные подвижные игры, прогулки, самостоятельные занятия школьников разными видами физических упражнений). Указанные формы между собой находятся во взаимосвязи. Каждая из этих форм имеет свои специальные задачи, а также занимает определенное место в режиме дня учебного учреждения.
Наглядная классификация основных форм организации физического воспитания младших школьников представлена на рисунке 1.1 [20, с. 145].
-37211073025Формы организации физического воспитания младших школьников
Заключение и вывод
В рамках написания работы были изучены специфические особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста. Изучение и анализ литературы по теме исследования позволил лбеспечить решение ряда задач.
Была изучена специфика физического воспитания младших школьников. Анализ литуратуры позволил выявить определение понятия «физическое воспитание», под которым понимается педагогический процесс, который направлен на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни. В условиях образовательной организации обеспечивается реализация физического воспитания детей младшего школьного возраста посредством проведения учебных занятий по физической культуре, в процессе которых регаются образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи. Рассмотрение специфики развития детей в младшем школьном возрасте позвоило остановиться на описании основных методов, направленных на физическое воспитание и физическое развитие младших школьников.
Были представлены основные формы организации физического воспитания школьников, которые включают в себя: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные занятия (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры совместно с физическими упражнениями) и повседневная работа по воспитанию детей (различные подвижные игры, прогулки, самостоятельные занятия школьников разными видами физических упражнений). Указанные формы между собой находятся во взаимосвязи. Каждая из этих форм имеет свои специальные задачи, а также занимает определенное место в режиме дня учебного учреждения.
Анализ литературных источников позволил подробно остановиться на определении понятия «внеклассная работа», выявить основные отличия внеклассной работы от внеурочной и внешкольной работы.
Под внешкольной работой будем понимать составную часть системы общего образования детей школьного возраста (начиная с 90-х гг. ХХ века используется синонимичный термин «дополнительное образование»). Целью организации внешкольной работы является формирование и развитие интересов и способностей школьников, организация познавательной деятельности, общения, общественно-полезной деятельности и т.д.
Внеклассная работа представляет собой дополнительную форму воспитательной работы со школьниками в системе образовательно-воспитательной работы школы.
Внеурочная работа является дополнительной формой образовательной работы по какому-либо учебному предмету в системе образовательно-воспитательной работы школы. Посредством внеурочной работы происходит более качественное, глубокое освоение учебной дисциплины школьниками, у них формируются и развиваются интересы к познанию, обще-интеллектуальные и предметные способности.
Были рассмотрены основные формы внеурочной работы по физическому воспитанию с младшими школьниками: группы по физической культуре, экскурсии в природу, походы, спортивные секции и др.
В качестве важной формы внеклассной работы с детьми младшего школьного возраста по физическому воспитания используется проведение «Дня здоровья». Подробно были изложены специфические условия организации и проведения данной формы работы в начальной школе.
Накануне Дня здоровья, который ежегодно проводится во всем мире 7 апреля, школа разрабатывает план действий с участием учащихся всех классов, учителей и родителей. Для более полного охвата участников рекомендуется провести неделю здорового образа жизни для школьников. В течение нескольких дней проводятся открытые уроки с полезной информацией о важности спорта в ведении здорового образа жизни, проводятся рекламные акции, викторины по одному предмету.
Среди учащихся начальных классов особенно популярны игровые программы спортивной направленности. Игра на станциях, которая проводится как в школе, так и на улице, представляет постоянный интерес. Для этих целей, как правило, выделяется стадион, но могут быть задействованы и другие помещения и открытые пространства.
На каждой станции с оригинальным названием участники, индивидуально или в составе всей команды, проходят тесты различного характера. Это могут быть ответы на вопросы, задания на сообразительность, спортивные упражнения. Примерный список станций на маршруте для учеников от младших и до 6-7 классов: загадочный - здесь задаются тематические загадки; спорт - нужно делать определенное количество отжиманий, приседаний, подтягиваний и т.д .; витамин - подобрать карточки с обозначением витаминов с изображениями фруктов, овощей и других продуктов питания; песня - запомнить и спеть песню о спорте; художественный - нарисовать плакат, рекламирующий здоровый образ жизни.
В начальной школе в рамках проведения «Дня здоровья» может быть проведён оздоровительный праздник. К организации праздника привлекаются родители школьников. Различные сценарии проведения оздоровительных праздников для учащихся начальной школы представлены в сети Интернет.
В ходе анкуетирования родителей была подтверждена успешность проведения «Дней здоровья» как формы организации физического воспитания детей младшего школьного возраста. Большинством родителей положительным образом отмечено проведение «Дня здоровья».
Была изучена специфика физического воспитания младших школьников. Анализ литуратуры позволил выявить определение понятия «физическое воспитание», под которым понимается педагогический процесс, который направлен на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни. В условиях образовательной организации обеспечивается реализация физического воспитания детей младшего школьного возраста посредством проведения учебных занятий по физической культуре, в процессе которых регаются образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи. Рассмотрение специфики развития детей в младшем школьном возрасте позвоило остановиться на описании основных методов, направленных на физическое воспитание и физическое развитие младших школьников.
Были представлены основные формы организации физического воспитания школьников, которые включают в себя: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные занятия (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры совместно с физическими упражнениями) и повседневная работа по воспитанию детей (различные подвижные игры, прогулки, самостоятельные занятия школьников разными видами физических упражнений). Указанные формы между собой находятся во взаимосвязи. Каждая из этих форм имеет свои специальные задачи, а также занимает определенное место в режиме дня учебного учреждения.
Анализ литературных источников позволил подробно остановиться на определении понятия «внеклассная работа», выявить основные отличия внеклассной работы от внеурочной и внешкольной работы.
Под внешкольной работой будем понимать составную часть системы общего образования детей школьного возраста (начиная с 90-х гг. ХХ века используется синонимичный термин «дополнительное образование»). Целью организации внешкольной работы является формирование и развитие интересов и способностей школьников, организация познавательной деятельности, общения, общественно-полезной деятельности и т.д.
Внеклассная работа представляет собой дополнительную форму воспитательной работы со школьниками в системе образовательно-воспитательной работы школы.
Внеурочная работа является дополнительной формой образовательной работы по какому-либо учебному предмету в системе образовательно-воспитательной работы школы. Посредством внеурочной работы происходит более качественное, глубокое освоение учебной дисциплины школьниками, у них формируются и развиваются интересы к познанию, обще-интеллектуальные и предметные способности.
Были рассмотрены основные формы внеурочной работы по физическому воспитанию с младшими школьниками: группы по физической культуре, экскурсии в природу, походы, спортивные секции и др.
В качестве важной формы внеклассной работы с детьми младшего школьного возраста по физическому воспитания используется проведение «Дня здоровья». Подробно были изложены специфические условия организации и проведения данной формы работы в начальной школе.
Накануне Дня здоровья, который ежегодно проводится во всем мире 7 апреля, школа разрабатывает план действий с участием учащихся всех классов, учителей и родителей. Для более полного охвата участников рекомендуется провести неделю здорового образа жизни для школьников. В течение нескольких дней проводятся открытые уроки с полезной информацией о важности спорта в ведении здорового образа жизни, проводятся рекламные акции, викторины по одному предмету.
Среди учащихся начальных классов особенно популярны игровые программы спортивной направленности. Игра на станциях, которая проводится как в школе, так и на улице, представляет постоянный интерес. Для этих целей, как правило, выделяется стадион, но могут быть задействованы и другие помещения и открытые пространства.
На каждой станции с оригинальным названием участники, индивидуально или в составе всей команды, проходят тесты различного характера. Это могут быть ответы на вопросы, задания на сообразительность, спортивные упражнения. Примерный список станций на маршруте для учеников от младших и до 6-7 классов: загадочный - здесь задаются тематические загадки; спорт - нужно делать определенное количество отжиманий, приседаний, подтягиваний и т.д .; витамин - подобрать карточки с обозначением витаминов с изображениями фруктов, овощей и других продуктов питания; песня - запомнить и спеть песню о спорте; художественный - нарисовать плакат, рекламирующий здоровый образ жизни.
В начальной школе в рамках проведения «Дня здоровья» может быть проведён оздоровительный праздник. К организации праздника привлекаются родители школьников. Различные сценарии проведения оздоровительных праздников для учащихся начальной школы представлены в сети Интернет.
В ходе анкуетирования родителей была подтверждена успешность проведения «Дней здоровья» как формы организации физического воспитания детей младшего школьного возраста. Большинством родителей положительным образом отмечено проведение «Дня здоровья».
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт