Курсовая Сказка-как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи

Цель работы: изучить сказку как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Введение и актуальность


В русской сказке помимо нравственного безусловно выделяется и познавательный аспект. Игровое начало развивает диалог. Из реплик, которыми обмениваются герои, ребёнок может усваивать новые слова, учится понимать смысл новых слов и словосочетаний. Ребенок запоминает, что не нужно разговаривать с незнакомыми людьми, старших нужно слушаться, ведь они всегда подскажут, как правильно поступить, у них богаче жизненный опыт, а иначе может случиться беда.
Дошкольник в этом возрасте впитывает информацию быстро. Правила поведения, способы общения, нормы взаимоотношений закрепляются почти всегда сразу. Важно, чтобы у ребенка было желание овладеть нравственными качествами. Вот что должен освоить ребенок дошкольного возраста: знать, где и с кем он живет; уметь заботиться о себе и ухаживать за собой, животными, растениями; поддерживать физическое здоровье; любить своих родителей, родных, природу и все живое; дружить с мальчиками и девочками в различной обстановке; необходимо воспитать любовь к труду, научить трудиться не только дома, но и в других местах, так же совместно с друзьями; уважать чужой труд; ребенку важно научиться поддерживать порядок не только в вещах, но и в мыслях, нужно помочь ребенку освоить методы борьбы со злостью, завистью, жадностью; также ребенок должен знать, почему нужно беречь хлеб, вещи, которыми доводится постоянно пользоваться, не расходовать жизненно важные продукты зря; помогать всем старшим, уметь сочинять, рисовать, танцевать и просто радоваться жизни.
Но не все дети идеальны, существуют дети с отставанием в личностном развитии, дети, которым очень нужна помощь в освоении нравственных норм.
Одним из способов освоения данных норм является рассказывание сказок, которые в полной мере, и в доступной для детей форме могут донести до детей необходимую информацию. Слушая сказку, ребенок переживает различные эмоции. Рассказывание сказок является самым древним психологическим и педагогическим методом. Наши бабушки и дедушки не всегда наказывали нас, часто они рассказывали нам сказки, и тем самым занимались воспитанием, в котором становился понятным смысл какого-либо поступка.
Преимущества сказки заключаются в том, что она помогает ребенку понять поведение и поступки людей, дает объяснение понятиям «хорошо» и «плохо», подбирается под любую требуемую ситуацию, ненавязчиво учит ребенка нормам поведения, нравственному отношению к миру.
Существует большое количество разновидностей сказок.
Самые древние сказки назывались мифами, они рассказывали нам о происхождении человека и мира, об отношениях между людьми, о добре и зле. Наши передки верили в мифы.
Сейчас создаются сказки на этих же принципах. В русских народных сказках говорят о том, что мир, который нас окружает - живой. Он разговаривает с нами самыми разными способами, он способен жить самостоятельно. Упоминая о том, что мир живой, сказки учат нас видеть вокруг много различных помощников. В таких сказках герои учатся проходить различные испытания, а добро всегда побеждает зло.
Чтение русских народных сказок формирует самостоятельность, бережное отношение к природе и людям, умение доверять окружающему миру. Сказки учат нас не только принимать друг друга такими, какие мы есть, но и стремиться к лучшему.
Содержание русских народных сказок самое разное. Там присутствуют и сказки о животных, и сказки о взаимоотношениях человека с животными, сказки бытового характера, волшебные и страшные сказки.
Так, например, сказка «Петушок - золотой гребешок» это сказка о взаимодействии животных и людей друг с другом. Она учит обращать внимание на эмоциональное состояние героев, обучает эмоциональной мимике, воспитывает доброжелательное отношение к окружающим.
Сказка «Крошечка - Хаврошечка» способствует нравственному развитию ребенка, развивает чувство уверенности в себе. Учит детей налаживать общение, развивает умение чувствовать друг друга, развивает представление об эмоциях.
Сказка «Курочка Ряба» учит детей понимать то, что события, происходящие в нашей жизни меняются с течением обстоятельств, то, что жизнь может сделать нам подарок, то, что поведение людей может быть разным, а вот в жизни все закономерно, и, конечно же, о любви к ближним. Сказка учит содержать в чистоте свой дом, думать о том, какое может быть решение проблемы.
Вот сколько всего может содержаться, казалось бы, в небольших сказках.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что придумыванием и рассказыванием сказок занимались с давних времен, так как именно этот способ передачи информации детям считался самым эффективным. Со временем мало что изменилось, сказки все так же ценятся детьми, педагогами, психологами, да и просто теми родителями, которые понимают и принимают их неоценимое значение.
Стоит помнить о том, что если нужно донести до ребенка какую-либо информацию, то необходимо делать это на доступном для него языке. А язык ребенка - это, конечно же, язык фантазии и воображения. Фантазия для детей является наилучшим способом анализа окружающего мира.
Итак, слушая разные русские народные сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Дети уже, несмотря на собственный небольшой жизненный опыт, способны пережить те эмоции и чувства, которые испытывают герои в сказке. Все это, несомненно, влияет на гармоничное развитие личности, на воспитание нравственных качеств в ребенке.
Таким образом, можно сделать вывод, что значение сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка чрезвычайно велико. Путём чтения и обсуждения народных сказок происходит расширение представлений и понятий ребёнка об окружающем мире, усваиваются нормы и модели поведения, формируются навыки связной речи, развиваются практические социальные навыки, формируется и закрепляется набор нравственных понятий и категорий.

Заключение и вывод

По итогу работы справедлив вывод о том, что содержание сказки должно быть так использовано в учебно-воспитательном процессе, чтобы стимулировать активную деятельность детей: поиграть, вырезать, наклеить, нарисовать, украсить, воспроизвести эпизод сказки с помощью мимики и жестов. Активная деятельность детей развивает мелкую моторику руки, творческие способности.
Эффективность использования сказки в работе с детьми дошкольного возраста в значительной степени зависит от подготовленности воспитателя, его знания сказочных сюжетов и умения их анализировать. Поэтому, планируя использование сказки, педагогу следует определить мораль сказки, какие чувства она воспитывает, продумать задачи, способствующие развитию речи, мышления и воображения, математических способностей, экологическому воспитанию. Сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, развивают связную и логическую речь, обогащают образность, эмоциональность детей дошкольного возраста.
До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
Бесспорно, сказка - самое большое чудо, которое имеет возможность оперировать большим воспитательным потенциалом в нравственном направлении юного слушателя. В сказке, как правило, заложена определенная нравственная идея: осуждение зла, победа добра, восхваление труда, справедливости, подвига.
Таким образом, можно полагать, что сказки являются уникальным средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста благодаря своим особенностям. В них заключены благоприятные возможности для воспитания нравственных чувств дошкольников. Утверждение нравственных законов жизни - главная идея. В данной идее ярко отражаются нравственные нормы и принципы, этические и эстетические идеалы народа.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ