Женский образ в трагедии «Юдифь» Фридриха Геббеля

Цели и задачи

Цель данной работы: анализ специфики женского образа в трагедии Ф.

Введение и актуальность


В последней трети XX века, на фоне диалогической концепции искусства, интерес к проблеме, связанной с художественным образом, возрастает. Теоретиками литературы были обнаружены в категории «художественный образ» следующие эстетические грани: образ-эмблема, образ-символ и образ-миф . Рассмотрим их. Образ-эмблема в трактовке Г.Н. Поспелова означает присутствие в эмблеме тайны идеи произведения, видит в эмблемном содержании оценочный признак. Образ-символ характеризуется метафоричностью, он задается и его можно расшифровать. Образ-миф объясняется картиной мира, указывающей на трагический удел человечества. Характеристики этой категории нацеливают на иррациональность, интуицию, философичность.
Художественный образ имеет предметно-чувственный характер и обладает обобщенностью и единичностью (т.е. имеет типическое значение, образ искусства есть концентрированное воплощение общего, существенного в индивидуальном). Характеризуется целостностью отражения действительности. Отличается жизненностью, актуальностью и многозначностью. Проявляется в результате творческого вымысла при активном участии воображения автора и обладает экспрессивностью (т.е выражение в структуре образа идейно-эмоционального отношения автора к изображаемой вещи).
Мифы античности или мифы библейские - неисчерпаемый источник для размышлений, создания образов, поэтического вдохновения, как исторический обусловленный естественный материал художественного творчества, давший ему изначальный толчок.
Мифология изобилует яркими образами, сочетающими имя и облик героя. Имя – содержит информацию и об облике. Поэтому можно сказать, что имя и облик первичны, они суть мифологического образа.
Можно указать на множество произведений, созданных уже спустя много веков после того, как миф выступал естественной почвой фантазирования, но несущих в своей основе такие конфликты и способы их решения, которые характерны для мифа, аналог которым всегда можно найти в мотивах мифа. Образ известного героя или героини в более поздних авторских произведениях так или иначе трансформировался согласно авторской художественной концепции, но сохранял «каркас» исходного мифологического источника.
Таким образом, миф (античный и библейский) сыграл огромную роль в генезисе мировых художественных образов, поскольку в мифических персонажах заключена народная мудрость, наблюдение над действительностью и проникновение в природу человека, его поступков. С приходом нового времени эти персонажи приобретают черты, характерные для эпохи, преобразуются авторским мышлением.

Заключение и вывод

В курсовой работе был рассмотрен женский образ главной героини, представленный в мифологической и художественной концепции трагедии Ф. Геббеля «Юдифь» и библейским мифом. Для осуществления данной цели был изучен спектр научной и критической литературы, поанализирован художественный текст. Цель была реализована через ряд поставленных задач, при выполнении которых были сделаны следующие выводы.
Во-первых, миф представляет собой благодатный материал для создания художественного образа, являющегося важной составляющей авторского произведения.
Во-вторых, многие европейские прозаики, поэты, драматурги в своей творческой лаборатории многоаспектно интерпретировали традиционную библейскую историю о Юдифи, руководствуясь конкретными художественными и нравственно-этическими задачами. В этой связи на протяжении долгих лет, столетий образ девы-воительницы, обезглавившей врага ради спасения своего города и страдающих там от изнурительной осады соотечественников, стал не только популярным в литературе, но и приобрел дополнительные коннотации. Особую роль в множественности интерпретаций сыграла природа романтического мироощущения, свойственная и Ф. Геббелю и нашедшая свое отражение в мотивировке действий главной героини трагедии «Юдифь».
В-третьих, сравнительный анализ показал, что образы библейской Юдифи и Юдифи Ф. Геббеля имеют существенные различия при фактической тождественности сюжета, имен, названий. Дневниковые записи Ф. Геббеля в качестве авторских комментариев, так или иначе, поясняют характер своей героини, дают возможность убедиться в замысле автора создать в образе Юдифь личность, женщину, которая испытывает различные чувства – любовь, ненависть, сомнение.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ