Курсовая: Научно-популярные программы на федеральном телевидении. Жанрово-тематические особенности.

Цели и задачи

Цель исследования – рассмотреть особенности научно-популярного телевидения.

Введение и актуальность


Современная наука так сложна, что о некоторых ее отраслях уже невозможно рассказать старым популяризаторским способом. И все же потребность в научно-популярных произведениях не только не исчезает, но возрастает. Популяризация науки нужна не только людям, не вовлеченным в сферу научной деятельности, но и самим ученым.
Приведу мнение академика Георгия Константиновича Скрябина. Неоднократно в разговорах с автором он подчеркивал, что журналист, сумевший понять, преломить через себя и образно, интересно рассказать об открытии, заслуживает не меньшей похвалы, чем сам автор открытия. Это, конечно, преувеличение, политес, комплимент собеседнику. Но тем не менее такие комплименты не просто приятно слушать — они обязывают к серьезной работе.
Потребителем (реципиентом) телеинформации является большая группа зрителей, поэтому коммуникатор (отправитель) не может быть в прямом контакте с каждым из них. Иначе говоря, аудитория настолько разнообразна, многочисленна, что будущий состав ее трудно учесть, предвидеть. Сообщение передается мгновенно и сразу же заменяется другим. В связи с этим к каждому кадру предъявляются жесткие требования — все они должны обладать большой информативной емкостью, быть понятны, доступны и убедительны. Специфика зрительного и слухового восприятия требует филигранной шлифовки материала, соблюдения четкой логической последовательности его подачи, предельной простоты и точности формулировок. Только в этом случае реципиент получает и наиболее полно усваивает необходимый объем информации за относительно короткий срок.
Предмет научной популяризации следует отличать от предмета науки. Если предметом науки являются объективные закономерности развития природы и общества, то предметом научной популяризации выступает уже сама наука, с ее выводами об этих закономерностях. Популяризировать науку - значит показывать жизнь науки, ее судьбу, перипетии ее развития; рассказывать, какими путями развивалась созидательная мысль человека, претворенная в величайших научных достижениях, выдающихся отрытиях и изобретениях. Но неправильно и однобоко отделять науку, ее достижения от ученых, творящих эти достижения. Поэтому не только научные знания, но и сами ученые, характеристика их творческой деятельности почти всегда присутствуют в научно-популярных произведениях. Таким образом, популяризатор должен не ограничиваться изложением предмета науки, а говорить также о ее истории, научном поиске, о месте того или иного открытия в обшей картине мира.
Что касается аудитории, то, чтобы добиться максимальной эффективности воздействия на нее, надо принимать во внимание обратную связь. Популяризатор должен учитывать реакцию аудитории и корректировать в соответствии с ней последующую деятельность. Он в значительной степени влияет на конечный результат, так как от его убеждений, ценностных установок, компетентности, мастерства, творческих способностей и интересов зависит выбор не только предмета популяризации, но и системы выразительных средств, формальной и жанровой специфики.
Идея публичности заложена уже в самом названии «научная популяризация». Аудиторию научно-популярной продукции отличает именно массовость. И все же проблема сочетания популярности, с одной стороны, и научности, с другой - существует. Науку можно популяризировать на разных уровнях. Эту мысль образно выразил писатель Д.Данин: «Есть стратегия учебника. Есть стратегия научного текста. Есть стратегия научно-популярного произведения. Три случая научности, и все разные».
В мире господствуют два основополагающих метода популяризации, выдвинутые еще в 50-х годах прошлого столетия зарубежными теоретиками: «актуализм» и «фундаментализм» (иногда его называют «сциентизмом»). Оба метода основаны в большей степени на передаче готовых знаний, в меньшей - на демонстрации авторского отношения к ним.

Заключение и вывод

Сущность научно-популярного телевидения состоит в трансляции научной информации в простом и доступном для аудитории виде, поэтому целью научно-популярного телевидения можно назвать популяризацию науки среди широких слоев населения, и их последующее приобщение к науке, культуре и искусству, расширение их мировоззрения. В связи с этим, в условиях информационного разнообразия, преобладания развлекательной сферы над элитарной возникает необходимость развития научно-популярного телевидения не только в России, но и за рубежом. Проблемы отечественного научно-популярного телевидения состоят не только в низкой заинтересованности граждан в потреблении именно такой информации, но и в отсутствии значимой поддержки со стороны государства и лиц, приобщенных к СМИ. Тем не менее, в наиболее развитых странах научно-популярное телевидение получает финансирование, за счет чего появляется много телепередач, телеканалов, направленных на передачу знаний о мире. Несмотря на это, и в России последнее время начинает проявляться интерес к созданию научно-популярных проектов. Поэтому существует надежда на восстановление научно-популярного вещания в рамках отечественного телевидения. Для этого требуется формирование целого комплекса, включающего в себя спонсирование, выработку методов для привлечения интереса аудитории, обоснование значимости такого вида телепрограмм, трансляция их на массовом телеканале и т.д. Это вполне реализуемо, если брать во внимание то, что государство оказывает поддержку перспективным научным проектам, давая гранты, льготы. Таким образом, научно-популярное телевидение при осуществлении предложенных мер получит свое развитие и распространение среди всего общества.
Исследование показывает, что только 15,6% общенациональных телевизионных программ транслируют телевизионные программы с популярным научно-популярным контентом, кроме того, 57% этих каналов сообщают об этом в программах с ненасыщенным контентом в различных тематических областях. Это говорит о том, что украинский TV-spacc пренебрег популярным сюжетным ТВ-контентом. Но вы можете наблюдать противоположную тенденцию: развлекательная журналистика активно развивается и количественно растет, вытесняя телевидение и другие явления.
В соответствии с еженедельной сеткой на украинском телевидении было установлено, что даже небольшой процент, который транслирует научно-популярные телепередачи, скрины и фильмы, не помещает их в прайм-тайм - по будням научно-популярные программы часто транслируются по дням, в выходные - ночь.
Выявлено, что на украинском TV-spaec количество зарубежных программ, научно-популярных материалов превышает количество аналогичных украинских программ - с 59% до 41% соответственно. Можно сделать вывод, что украинские телеканалы предпочитают зарубежные программы с научно-популярным контентом, что может быть связано с отсутствием достаточного количества отечественных программ в этой области и их качеством, что мешает предоставлению льгот в сетке вещания.
Согласно еженедельному вещанию, научно-популярные программы подразделяются на географические, исторические, аэрокосмические и астрономические, биологические и программы о дикой природе, катастрофах, медицине, экспериментальной науке. Среди украинского и зарубежного многочисленные исторические программы, а наименее популярные - программы о биологии, медицине и катастрофах. Украинские программы по аэрокосмической тематике об астрономии, биологии и мире животных вообще не представлены в сетке вещания, а число исторических превышает зарубежные аналоги. Очевидно, что социально-гуманитарные науки, приоритет украинского телевидения выше, чем точные, естественные. Этот факт может быть вызван не столько отсутствием научных достижений в этой области, сколько отсутствием активного интереса со стороны зрителя к такого рода контенту или интереса журналистов к теме и соответствующим научным знаниям для них (что создаст качественный научный и популярный продукт и профессионально популяризирует определенные научные достижения).
Недостаточное внимание к научным предметам телевидения и отсутствие у массовой аудитории спроса на программы с научно-популярным содержанием оставляют открытым вопрос о популяризации науки на телевидении, которая является неотъемлемым компонентом прогресса в развивающихся и развитых странах.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ