Курсовая: Методика работы над задачами на пропорциональные величины

Цели и задачи

Цель исследования состоит в изучении методики решения задач на пропорциональные величины.

Введение и актуальность


Деятельность образовательных учреждений направлена на то, чтобы сформировать необходимую среду для развития личности детей, их способности к творчеству. Творческие способности находят проявление в умении реагировать адекватно на происходящее перемены в жизни, в готовности задействовать новые возможности, которые постоянно предоставляются обновляющейся жизнью, в намерении уйти от традиционных и очевидных, поверхностных решений, в выдвижении неординарных и нестандартных идей.
Главное заключается в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую потребность человека − потребность в самоактуализации и самореализации [21, с. 139].
Анализ взаимосвязей интеллекта и творческого мышления с возрастом свидетельствуют о том, что творческое мышление выступает в качестве онтогенетического предшественника интеллекта. И только тогда становится возможным полноценное развитие интеллекта, при том условии, что в период раннего возраста происходит формирование в равной степени социокультурных навыков и развития творческих способностей. Только развитие творческого мышления формирует фундамент для развития интеллекта детей. Уровень развития интеллекта в старшем возрасте до некоторой степени зависит от развития творческого мышления в период младшего возраста [21, с. 175].
Гибкий характер мышления младших школьников имеет отношение к переоценке и перестройке ситуации, способности рассмотреть новое в привычном, а нестарое в чем-либо новом. Данная особенность зависит от мышления как от умения ребенка выделять в освоенных им средствах мышления новые отношения и свойства, а также от смелости задействовать освоенные ранее средства мышления в новых условиях.
Чрезвычайно важными для развития гибкости мышления детей являются умение подвергать анализу образ объекта и включать ранее неиспользованные характеристики [21, с. 176].
О.П. Колоскова выделяет три уровня развития гибкости мышления дошкольников, которые отличаются разными внешними проявлениями [14, с. 30]. Первый уровень развития гибкости мышления младших школьников. Дети не осознают сложности ситуации, не могут выделить значимые свойства и признаки предмета, объекта, не выделяют какие-либо аспекты средств мышления. На втором уровне у детей появляются попытки анализировать признаки и свойства предмета, объекта. Они выделяют явные и игнорируют значимые, но менее явные.
Анализ средств мышления выражается, однако он не развернутый и не дифференцированный. На третьем уровне у детей выраженным оказывается анализ свойств и признаков предмета, объекта, выделяются явные и скрытые значимые признаки, четким является зрительное ориентирование, дети ясно улавливают специфику сложной ситуации [14, с. 30].
Учитывая специфику процесса протекания творческого мышления младших школьников к развивающим программам предъявляется в настоящее время целый комплекс требований [19, с. 14].
К принципам развития творческого мышления относятся следующие: принцип беглости мышления обусловливает стимулирование способности предлагать многочисленные варианты решений творческой задачи, происходит в соответствии с методом «мозгового штурма»; принцип мягкого соревнования предполагает задействование соревнования между командами, которые меняют постоянно свой состав, и вознаграждением участия и победы нематериального характера; принцип кооперации и сотрудничества предполагает каждое задание выполнять индивидуально, в паре или малой группе; принцип позитивной атмосферы обязывает взрослых поддерживать на занятиях положительную психологическую и социальную среду, которая характеризуется безопасностью в психологическом плане и безусловным принятием ценностей каждого ребенка; принцип неоцениваемой деятельности дает возможность каждому участнику право совершать ошибки; принцип позитивного подкрепления желаемой модели поведения понимается как событие, которое совпадает с определенным действием и ведет к повышению вероятности повторного совершения данного действия; принцип активности обеспечивает развитие творческих способностей детей благодаря их собственной деятельности в процессе решения задач творческого характера [19, с. 14].
Педагог направляет усилия на то, чтобы развить мотивацию достижения успеха как одного из ключевых составляющих любой, в том числе и творческой деятельности [1, с. 12].
Кроме этого, задачи эффективны в воспитании настойчивости, волевых качеств младшего школьника, способствует формированию эвристик, развитию познавательного интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.
Задачи способствуют развитию эстетического вкуса младших школьников при выборе наиболее «красивых», рациональных способов их решения.

Заключение и вывод


В процессе исследования были определено понятие «текстовая задача», рассмотрены различные подходы в определении этого понятия; раскрыты педагогические и психологические особенности формирования учебной деятельности; описаны психологические аспекты младших школьников в работе над задачами; рассмотрены учебные действия и их виды как механизм и средство решения учебных задач; рассмотрена типология задач с пропорциональной зависимостью; разработана система творческих заданий для формирования навыков решения задач с пропорциональными величинами в 3 классе.
Было определено, что при обучении младших школьников решению задач с пропорциональной зависимостью присутствуют три основных типа: на нахождение четвертого пропорционального, на пропорциональное деление, на нахождение неизвестного по двум разностям.
Учитель начальных классов формирует навык решения задач у обучающихся в соответствии с установленной образовательной программой. А для качественного решения данной проблемы следует использовать наиболее эффективную методику работы. Были определены следующие условия, которые помогают учителю выполнить эту работу наиболее успешно: формировать у учащихся знания о задачах, способах и методах решения, о процессе решения, этапах данного процесса, о целях и содержании каждого этапа; вырабатывать умения разделения задачи на составные части, задействовать разные методы решения, использовать различные приемы, которые помогают понять задачу, составить план ее решения, выполнить его, проверить правильность, осмысленно выполнять каждый из этапов решения; формировать умения решать задачи последовательно, ориентироваться на этапы: подготовительный, ознакомление с конкретным типом задач, закрепление умений; познакомить учеников детально с рассматриваемыми процессами в задачах с пропорциональной зависимостью и величинами их характеризующими; задействовать в методике обучения решению задач с пропорциональной зависимостью общий подход, который складывается из компонентов: а) знаний о задачах, структуре задач, процессе и этапах ее решения, способах и методах, приемах решения, б) умений выполнять каждый из этапов решения любым из способов и методов решения, использовать любой из приемов, который помогает в решении; процесс решения каждой задачи должен состоять из пяти этапов: ознакомление с содержанием задачи, поиск ее решения (выбор арифметических действий для решения), составление плана решения, запись решения и ответа, проверка решения; применять в процессе обучения решению задач интересующего типа разнообразные методические приемы, которые помогают работать над задачей на каждом этапе процесса ее решения; осуществлять работу по формированию навыка решения задач на пропорциональную зависимость целенаправленно и систематически.
Неслучайно, что решение текстовых задач всегда волновало методистов и учителей, да и самих учеников, а также их родителей. Нельзя решить задачу, не поняв ее содержание. Соответственно, умение решать текстовые задачи свидетельствует об одной из самых важных способностей человека − способности понимать текст. В качестве критерия понимания задачи выступает факт решения задачи. Следовательно, решение текстовых задач − это деятельность, достаточно важная для общего развития.
Решение задачи алгебраическим методом − едва ли не единственный путь для объяснения учащимся того, чем вообще занимается математика, объяснения метода математического моделирования. Собственная деятельность учащегося в данной области проходит именно и только при решении текстовых задач алгебраическим методом. Учащийся знакомится с условиями, которые характеризуют некоторую бытовую ситуацию, переводит данную ситуацию на математический язык (составляет уравнения) и далее решает уравнения, уже не думая об этой бытовой ситуации. Он работает с математической моделью. В итоге, он получает результат на языке этой модели и переводит его на естественный язык (осмысление и запись ответа) − получает решение бытовой задачи.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ