Кризис Советского государства в 1970-1980-х годах

В первой главе Конституции излагались принципы и организация политической системы СССР. Как уже говорилось, согласно Основному Закону, вся власть в государстве принадлежала народу, который осуществлял свою государственную власть через Советы народных депутатов, которые избирались на основе всеобщего избирательного права путем тайного голосования. Советы должны были составлять основу государственного аппарата, куда бы кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража.
Конституция определила также в политической системе место профсоюзам, комсомолу и другим общественным организациям, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция провозгласила трудовые коллективы.
Высшим государственным органом власти в СССР, по-прежнему считался Верховный Совет СССР, который состоял из двух равноправных палат: Совет Союза и Совет национальностей. Сессии ВС СССР созывались два раза в год. В период между сессиями действовал постоянный орган – Президиум Верховного Совета, который должен был быть подотчетным Верховному Совету, избирался на совместном заседании палат в составе Председателя, Первого заместителя Председателя, 15 заместителей и 21 члена Президиума и осуществлял функции высшего органа государственной власти. Верховной Совет также должен был формировать Совет Министров СССР, высший исполнительный и распорядительный орган СССР и Комитет народного контроля СССР, в функции которого входила система контроля органов власти. Верховный Совет назначал подотчетного ему Генерального прокурора СССР и выбирал Верховный Суд – высший судебный орган СССР, в функции которого входило осуществление контроля за деятельностью судов СССР.
Органы власти в Союзных и автономных республиках строились по тому же принципу, что и Центральные органы власти. Правительства союзных республик были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им.  
Дело в том, что еще сразу после окончательной победы большевиков и утверждения их у власти начался процесс усиления партийных органов в государственном управлении. Повсеместно роль органов государственного управления подменялась соответствующими партийными органами. Существовала практика совмещения руководителями партийных и государственных постов. Особенно это было характерно для высших государственных постов. Эта практика сохранялась и в изучаемый период.
Более того, руководящая и направляющая роль партии в обществе и политической системе была законодательно закреплена в Конституции в 6 статье. Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации, и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.
Партийный аппарат обладал абсолютной властью во всех сферах: экономической, социальной, политической, государственной, культурной, идеологической. Законодательные, судебно-контрольные, распорядительные функции были объединены и сосредоточены в центральном партийном аппарате. Органы управления и распределения являлись дуалистичными, где руководящие функции осуществлял партаппарат, а исполнительные – госаппарат, причем, зачастую эти функции были не распределены четко, и дублировали друг друга, а часто партийные органы и подменяли государственные органы. Сращивание партийных и государственных структур привело к тому, что в стране сформировался новый класс, так называемая, номенклатура, которой, по факту принадлежала власть в стране. В период правления Брежнева Л.И. в 1964-1982 гг., после провозглашения им курса на «стабильность руководящих кадров», давало возможность номенклатуре спокойно пользоваться и властью, и привилегиями практически до самой смерти. 
Таким образом, можно сделать вывод, что Конституция 1977 года носила декларативный характер и положения, в ней закрепленные не соответствовали действительности, что стало одним из факторов, который и привел к системному кризису.
Резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что экономическая и политическая система Советского государства имела фундаментальные причины системного кризиса, которые были обусловлены неэффективностью социалистического способа производства и командно-административным управлением экономикой, а также тоталитарной политической системой.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ