Курсовая: Комплексный филологический анализ художественного текста

Тексту, кроме того, присущи внутренние смысловые отношения между его частями содержательная, формальная и коммуникативная целостность, что позволяет обеспечит смысловую связь между частями текста, подготовиться к последующей информации, надёжно идти по пути познания текста, укрепить «текстовую память», возвратить адресата к предыдущему, напомнить ему о сказанном, «обращаясь к его знанию мира».
Таким образом, во всяком тексте содержится не только сумма высказываний, но и «перспектива развития мысли».
Каждый текст создаётся на определённую тему. Тема–это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
В словаре литературоведческих терминов даётся такое толкование понятия тема:
Тема – это предмет познания. Тема произведения неразрывно связана с его идеей. Отбор жизненного материала, постановка проблем, т.е. выбор темы диктуется теми идеями, которые хотел бы выразить в своём произведении автор. В. Даль в «Толковом словаре» определил тему как «положение, задачу, о которой рассуждает или которую разъясняют, значит, тема произведения–это прежде всего постановка проблемы, «задачи», а не просто события, которые являются только предметом изображения, сюжетом. Понимание темы как «проблемы» близко к понятию идея произведения». Горький писал: «Тема–это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений ещё неоформленное, и требуя воплощения в образах возбуждает в нём позыв к работе её оформления».
Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной его части к другой. Часть одной общей темы (части сочинения) называется микротемой. Микротема отражает содержание нескольких самостоятельных предложений большого текста, связанных одной мыслью. Микротема раскрывается в микротексте–части текста.
Композиция – (исходя из определения словаря литературоведческих терминов) – построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром, определённая организация образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс в произведении. Композиция обладает самостоятельной содержательностью, её средства и приёмы преображают и углубляют смысл изображаемого.
Композиция литературного произведения включает «расстановку» персонажей, событий и поступков, и способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний стилистических приёмов, вставных рассказов и лирических отступлений. Финал композиции в произведениях малой формы (притча, басня, анекдот, новелла, лирические стихотворения) часто предстаёт внезапным, резко трансформируя значения сказанного. Композиция реалистических произведений требует жизненной и художественной мотивированности, строгой подчинённости всех частей теме, идее, сюжету. В подлинно художественном произведении композиция, все её приёмы подчиняются выражению идейного содержания.
Композиция текста— построение текста , расположение и взаимосвязь частей в соответствии с замыслом пишущего, с коммуникативной целесообразностью. Композиция зависит от типа речи: в повествовании композиция определяется чаще всего ходом событий, положенных в его основу; в описании— ходом наблюдений или задачей выделения главного, рассуждение строится по классической модели: тезис–развитие тезиса(доказательство)–вывод.
М.Р. Львов классифицирует планы «по степени конкретности», предметности плана. При таком подходе может быть составлен ряд ступеней работы над планом одной темы в виде шкалы «от общего–к частному, от абстрактного–к конкретному». 
План, в отличие от композиции, которая, опираясь на план, допускает перестановки частей, введение дополнительных эпизодов, картин, лирических отступлений и прочее, предусматривает полноту и ясность содержания.
Текст может быть снабжен эпиграфом. Эпиграф позволяет правильно понять и выразить основную мысль текста. В переводе с греческого это слово означает «надпись». Словарь литературоведческих терминов даёт такое толкование понятию эпиграф:
Эпиграф – цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его части. При помощи эпиграфа автор поясняет главную мысль произведения или своё отношение к герою, к сюжету.
Предложения в тексте могут сцепляться при помощи синонимов. Текстовые синонимы позволяют избегать неуместного повторения слов, могут сцеплять связные по смыслу предложения. Также, предложения в тексте могут связываться при помощи родовидовых слов.
В тексте предложения могут быть связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье со вторым. Такую связь называют – цепной.
Предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов, при этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом положении. Такая связь предложений в тексте называется параллельной. 
Важным компонентом текста является абзац. Абзац – это единица текста, представляющаяся собой единство тематически объединённых предложений, в одном из которых указывается главная мысль абзаца. Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям:
В абзаце должна излагаться только одна тема. Должно быть включено всё, что необходимо для развития темы; не должно быть ничего, что не относится к этой теме.
Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением абзаца; каждое предложение должно подготовить читателя к восприятию следующего предложения.
Предложения в абзаце должны располагаться таким образом, чтобы самое главное предложение было выдвинуто на первый план. Начало и конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Следует стремиться выразить главную мысль в начале или конце абзаца.
Абзац имеет зачин или начало, разработку или развитие мысли, концовку или конец.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ