Культ предков во Вьетнаме

Согласно другому опросу общественного мнения, проведенному в Ханое (обратим внимание, что это современный индустриальный центр), 25,8 % респондентов назвали главным назначением культа предков «сохранение семейных ценностей и национальных традиций»10, при этом больше всего голосов было отдано «воспитанию нравственности в детях и внуках» — 49,5 %, снятие психологического напряжения является главной пользой от обрядов поклонения предкам для 16,1 % респондентов, а 8,4 % называют в качестве основной цели «получение поддержки и опеки от предков».
Таким образом, культ предков — живой, функционирующий механизм воспроизведения национальных традиций, воспитания новых поколений в духе верности семейным устоям и поддержания национальной идентичности.
Государственная поддержка культа предков осуществляется на трех уровнях.
Культ предков, как и общественные отношения, имеет три уровня: семейный, общинный и государственный. Все три уровня тесно связаны друг с другом и неразделимы.
Семейный культ предков воплощается в домашнем алтаре: даже в доме университетского профессора, получившего несколько высших образований на Западе, и вьетнамского эмигранта в третьем поколении обязательно будет присутствовать алтарь (ban tha — «стол поклонения» по-вьетнамски). Это самый базовый, первый уровень — самый глубокий и устойчивый, это широкое и крепкое духовное основание национального государства. Годовщина смерти предка (или недавно умершего родственника) отмечается каждый год. По возможности родственники съезжаются на малую родину в родную деревню и собираются вместе для совершения определенных поминальных обрядов.
Культ предков на общинном уровне отправляется в общинном доме — динь. Духовно-религиозным, а до середины XX в. административно-общественным центром деревни всегда являлся общинный дом, обычно самое большое строение в деревне, богато (по средствам той или иной деревни) украшенное скульптурами и изречениями. В нем почитаются духи-покровители деревни и местные «святые», проводятся общедеревенские церемонии, собрания, мероприятия. Сейчас эти функции общинный дом нередко делит с местной ячейкой Компартии Вьетнама, что свидетельствует об исключительной терпимости вьетнамцев (ведь в общинном доме стоят изваяния духов и другие атрибуты культа), коренящейся в их практичности. Например, на центральной улице вьетнамской столицы Ба Чиеу стоит пагода Ву Тхать, которая одновременно функционирует как буддийская пагода, общинный дом, поминальный храм (обычно эти три вида культовых сооружений самостоятельны и не совмещаются), а также районный комитет партии, о чем свидетельствуют таблички на воротах и разнообразие атрибутов внутри.
Поклонение духам несет не столько мистический, сколько практический смысл. Фан Нгок отмечает, что общая практика поклонения сплачивает людей в сообщество, не имея при этом установленного образца. Поклонение духам деревни — «тхань хоанг» — является не мистическим действом, а просто данью, которую жители деревни отдают человеку, имеющему заслуги перед деревней, а он, в свою очередь, несет функцию защиты деревни от природных и иных бедствий. Духи-покровители деревни или местности присутствуют как элемент во многих культурах мира, но именно во Вьетнаме они включены в трехступенчатый институт культа предков.
Культ предков на государственном уровне подразумевает поклонение общенациональным героям и деятелям, таким, как прародители вьетнамцев Лак Лонг Куан и Ау Ко, герой антимонгольского сопротивления полководец Чан Хынг Дао (XIII век), а в новейшее время — Хо Ши Мин. Культ Лак Лонг Куана и Ау Ко помимо государственного уровня перекликается с семейным уровнем, поскольку это — прародители, предки каждого вьетнамца.
В XIII веке Вьетнам (в то время — Дайвьет) пережил три невероятных по силе нашествия монголов в 1258, 1284-1285 и 1287-1288 годах. Численность монгольско-китайских войск, вторгавшихся в дельту Красной реки, всегда в разы превышала численность вьетнамской армии. Но, несмотря ни на что, вьетнамцам удалось одержать верх над захватчиками и сохранить независимость своей страны. Во многом это произошло благодаря мастерству военачальников Дайвьета того времени, самым выдающимся из которых был Чан Хынг Дао. Именно сформулировал основы вьетнамской военной стратегии и тактики, на которые опирались вьетнамские военачальники в последующие века. Вьетнамцы издавна считают Чан Хынг Дао национальным героем, защитником страны. В настоящее время во Вьетнаме существует целый культ поклонения Чан Хынг Дао: в его честь возведены поминальные храмы, самый знаменитый их которых находится в Киепбаке к северу от города Намдинь.
Уже упомянутая годовщина смерти общего предка нашла свое общенациональное выражение в государственном празднике Нйщ Уиащ (Годовщина поминовения государей Хун-гов). Династия Хунг Выонгов — полумифическая-полуреальная династия правителей первого государства вьетов Ванланг с 2879 по 257 г. до н.э., первым из которых якобы был сын феи Ау Ко и дракона Лак Лонг Куана. Несмотря на то, что основной поминальный храм государей Хунгов находится в маленькой деревеньке на севере Вьетнама, эта дата отмечается сегодня в масштабах всей страны. Жители столицы и близлежащих провинций стремятся попасть на празднование в этом храме, а для жителей Центра и Юга празднования проходят в местных храмах государей Хунгов. Любопытно, что вьеткиеу (вьетнамцы, живущие за рубежом) также организуют этот праздник: в Калифорнии, где живет большая диаспора вьетнамцев, проводят церемонию поминовения государей Хунгов и соответствующие торжества с большим размахом. Однако для других вьеткиеу (не американских) характерно стремление вернуться на родину и отметить подобные праздники на родной земле.
В последнее время этот праздник набирает все большую популярность, не без содействия властей, которые увеличивают бюджет на национальные торжества почитания общих предков. С 2007 г. день поминовения государей Хунгов объявлен государственным праздником и выходным днем, как говорится в официальном заявлении, «чтобы все смогли отдать дань общим предкам вьетнамского народа». В 2010 г. специальным постановлением премьер-министр СРВ распорядился официально отмечать день поминовения в общенациональном масштабе. Торжество транслируется в прямом эфире по первому каналу государственного телевидения — каналу так называемой политической пропаганды и агитации. Высокопоставленные чиновники, лидеры государства и руководители городских комитетов партии лично участвуют в ритуалах поминовения древних правителей.
Руководство страны, организовывая масштабные торжества на базе дня поминовения общих предков, делает это с учетом важности моментов всеобщего единения нации и все нарастающей потребности вьетнамского народа в самоутверждении, в справедливой национальной гордости.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ