Сущность и содержание процесса обучения

Цели и задачи

Цель исследования определить и раскрыть сущность процесса обучение, дать определение его содержанию.

Введение и актуальность


Важное значение в учебном процессе имеют цели обучения: для организации, и для результата. Без диагностических целей обучения невозможен мониторинг. Хорошо сформулированные учебные цели описывают запланированные результаты обучения в терминах исполнительских умений, то есть видов исполнения, что их могут продемонстрировать учащиеся, чтобы доказать усвоения знаний, понимания или умения, указанные в целях. Описывая исполнение, которое мы готовы принять за результаты обучения, мы тем самым сосредотачиваем на нем и преподавания, и учения, и оценивания.
Цели помогают содержать в гармонии все три вида деятельности (преподавания, учения, оценки). Следовательно, учебные цели, цели обучения и оценивания являются одними и теми же.
Подходы к целям обучения.
Базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний. Методы обучения реализуют тот или иной подход, являясь, таким образом, тактической моделью процесса обучения. В методике преподавания иностранных языков не существует единой классификации. Так, выделяется [7, c. 89] четыре общих подхода к целям обучения, определяемых с позиции психологии:
1) бихевиористский подход (овладение материалом путем образования речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы);
2) индуктивно-сознательный подход (овладение материалом путем наблюдения за образцами);
3) познавательный (когнитивный) подход (сознательное овладение материалом в последовательности от знаний в виде правил и инструкций к навыкам и умениям на основе усвоенных знаний);
4) интегрированный подход (предусматривается органическое соединение сознательных и подсознательных компонентов в процессе обучения, что способствует параллельному
Учебное заведение, а значит и педагог, получает целевые ориентиры, социальный заказ, заказ общества) в очень общем виде: – готовить высококвалифицированных специалистов для определенной отрасли, например для школьного образования; – подготовить гармонично развитую личность; – обеспечить передачу культуры (культурного наследия, опыта). Такие формулировки целей получили название широких, обобщенных, абстрактных. Однако осуществлять обучение можно только имея конкретные целевые ориентиры. Следовательно, для обеспечения функционирования педагогической системы необходима конкретизация (уточнение) ее образовательных целей. Она может быть реализована исходя из иерархии целей:
- общие требования общества
- цели образовательной системы
- государственные (отраслевые) стандарты высшего образования
- цели (миссия) высшего учебного заведения
- цели образовательно-профессиональной программы, учебного плана
- цели конкретной учебной дисциплины
- цели конкретного занятия по учебной дисциплине
Классификации целей обучения потребовали разработки целей в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной. Первой была разработана таксономия целей обучения в когнитивной (познавательной) сфере [16, c. 89] Цели в познавательной сфере описывающие знания и интеллектуальные способности испытуемых. Классификация познавательной сферы включает шесть классов целей, размещенных согласно сложности:

Заключение и вывод

1. Итак, под процессом обучения понимается закономерный, целенаправленный ход педагогического взаимодействия (обучения), который характеризуется постоянной сменой деятельности учителя и деятельности учащихся и который обусловливает изменение качеств личности каждого школьника в результате их собственной учебно-познавательной деятельности, направленной на овладение определенным объемом содержания учебного предмета.
Основными функциями процесса обучения являются :
1. Образовательная функция;
2. Развивающая функция;
3. Воспитательная функция.
2. Цели обучения – это заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. Выделяются 4 общих подхода к целям обучения, определяемых с позиции психологии:
1) бихевиористский подход;
2) индуктивно-сознательный подход;
3) познавательный (когнитивный) подход;
4) интегрированный подход.
3. Под психолого-педагогическими подходами понимается повышение качества образования. Это способствует также применение поискового и инновационно-рефлексивного подходов к учебной деятельности.
Креативность как творческая индивидуальность является одной из форм самореализации личности, способом существования субъекта в профессии, способностью к продуктивной деятельности в рамках саморазвития и культуро-творчества. Таким типом образования, бесспорно, является личностно-ориентированное образование гуманистического типа.
4. Наиболее признанной в современной отечественной дидактике является социокультурная теория содержания обучения (В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), которая имеет как ряд преимуществ, так и недостатков.
5. Образовательные стандарты основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации соответствующих основных образовательных программ.
Среди подходов к содержанию обучения согласно ФГОС можно выделить:
1. Концепция фундаментального ядра содержания обучения.
2. . Концепция духовно-нравственного развития личности
3. Деятельностный подход и развивающее обучения
4. Культурологический подход к формированию содержанию обучения
5. Компетентностный подход в образовании
6. Личностно-ориентированный подход к учащимся
В документах Федерального государственного образовательного стандарта гармонично объедены разные подходы к содержанию обучения и образования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ