Круг чтения младшего подростка и способы расширения читательского кругозора школьника

Цели и задачи

Цель исследования: определить круг читательских предпочтений младших подростков и способы расширения читательского кругозора учащихся 5-7 классов.

Введение и актуальность


Школьник подросткового возраста – это субъект, воспринимающий весь окружающий мир через призму «я». Соответственно, художественное произведение воспринимается им так же. Несмотря на то, что восприятие произведения, ситуаций, характера и поступков главного героя становится глубже, нежели в предыдущем возрастном формировании, оно начинает преломляться подростком через призму собственных личных переживаний и состояний. Наиболее интересными для подростков становятся поступки героя и их мотивация. В классификации уровней читательского восприятия по В.А. Доманскому читатель-подросток переходит от низшего (сюжетно-событийного) к среднему (образно-аналитическому) уровню [2].
Подростковое детство обладает «большой восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях» [11, с. 109].
Следующая характеристика возраста, значимая для нашего исследования, - потребность к сопричастности. В.В. Давыдов даже обозначает социальную активность подростка как важнейший фактор развития его личности. По его словам, именно в этом возрасте «закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности» [11, с. 102].
Подростки испытывают потребность в самоидентификации через принадлежность определённой социальной группе. Им необходимо общение со сверстниками, а «основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействия» [5, с. 70]. Становятся важными такие явления как «престиж в глазах сверстников», их же мнение для подростка наиболее авторитетно. А это значит, что и круг чтения подростки этого возраста станут подбирать, ориентируясь преимущественно на мнения и отзывы сверстников.
Следующая значимая для нас характеристика подросткового детства - «решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей» [5, с. 68].Несмотря на то, что подростки уже ориентируются не столько на авторитет учителя, сколько на авторитет сверстников, педагоги формируют познавательную и социально-психологическую среду, в которой оказывается подросток, таким образом, продолжая влиять на него.
Как мы видим, подростковый возраст - возраст кризисный, поскольку происходящая в этот период смена ценностных, личностных, социальных и других парадигм проявляется в поведении подростка и осложняет его общение с педагогом и обучение. Причины кризисности подросткового возраста разными учёными описываются по-разному. С. Холл и З. Фрейд видели в подростковом кризисе причины исключительно биологического характера, в то время как Л.С. Выготский считал, что причина не только в преобразовании подросткового организма, но и в рассогласованности созревания тела, созревания сознания и социального формирования [12].
В.В. Давыдов описывает смену типа взаимоотношений ребенка и взрослого в этот период. У подростка обостряется чувство собственного достоинства, он не терпит нарушения своих свобод и своих личных границ. В особенности со стороны взрослых, с которыми в этот период у него устанавливается негласная конфронтация. Вследствие этого характер общения педагога и подростка должен быть изменён для предотвращения конфликтов и достижения взаимопонимания на занятиях, необходимого для качественного учебного процесса. Д.Б. Эльконин считал, что «кризис появляется тогда, когда взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремления к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями» [12].
Одним из симптомов подросткового кризиса является снижение продуктивности, и в школьном обучении в том числе. Это связано не с ленью и не с плохим самочувствием, которое, в свою очередь, также является следствием перестройки и активного роста всего организма. Подросток входит в мир абстрактных понятий, глубоких психологических и философских вопросов. Его мышление становится более критичным, оно требует доказательств и аргументов.
Вторым симптомом кризиса становится подростковый негативизм. Подросток становится враждебным, агрессивным, склонным к ссорам и нарушениям дисциплины. Таким образом подросток пытается доказать свою самостоятельность и независимость, коим в этом возрасте придаётся крайне важное значение, но, несмотря на этом, подсознательно он ждёт от взрослых внимания и защиты. Бунтуя, он хранит в себе детскую надежду, что взрослые помогут ему в этом трудном состоянии, уберегут от рискованных шагов и последствий.
Как и любой кризисный период, подростковый кризис знаменует собой глобальную смену мировоззрения человека. То, что будет сопровождать человека в этот период, скажется на всей его дальнейшей жизни, будь то человек, увлечение или искусство. Роль искусства в развитии личности подростка этого возраста описывается В.В. Давыдовым с особенным вниманием [11, с. 123]. По его словам, «книга становится субъективно необходимой для подавляющего числа ребят» в частности потому, что задаёт определённые нравственные и ценностные ориентиры, которые становятся основой для становления личности подрастающего человека. К тому же, книга является источником опыта, который может быть в силу разных причин недоступен для подростка, поскольку в художественной литературе проигрываются самые разнообразные ситуации социального взаимодействия, приводится рефлексия персонажей и их становление, что обрисовывает возможные векторы становления и для подростка.
Подростковый возраст становится своеобразной «точной бифуркации» для человека, тем этапом жизни, когда формируется самосознание личности, происходит становление морали, методом проб и ошибок вырабатываются поведенческие нормы и основы социального взаимодействия. Крайне важно для педагога осознавать изменения, происходящие с подростком в этот период, адекватно реагировать на них, направлять и поддерживать подростка. Круг читательских предпочтений, которым будет руководствоваться подросток в этот период, окажет влияние на его личность и, соответственно, на всю дальнейшую жизнь.

Заключение и вывод

Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие литературы - вот в чем задача педагогов и родителей.
В данной работе была изучена ценность и польза чтения не только как акта приобщения к культуре, но и как физиологического и психологического феномена. Мы рассмотрели восприятие ценности чтения с точки зрения литературы, нейрофизиологии и психологии, что дало нам возможность с уверенностью утверждать, что активное чтение качественной литературы действительно является залогом успешного формирования личности ребёнка. Были рассмотрены возрастные характеристики подросткового периода и изучено само понятие «читательских предпочтений», «читательских интересов», их компонентов и стадий формирования.
В практической части работы было проведено исследование читательских предпочтений учеников методом анализа библиотечных формуляров и анкетных данных школьников подросткового возраста. По результатам исследования было выявлено, что женская часть исследуемой группы предпочитает читать фэнтэзийную литературу, а мужская - приключенческую. Также был проведён анализ интенсивности чтения школьников, который выявил значительную разницу между формулярными и анкетными данными.
Заключительным этапом работы стала разработка литературного мероприятия, направленного на усиление и корректировку читательского интереса школьников подросткового возраста.
Подростковый возраст, как и любой кризисный возраст, имеет крайне важное значение в жизни человека. В этом возрасте происходит активное усваивание полоролевых моделей поведения, парадигмы культурных и моральных ценностей, ребёнок обучается навыкам социализации, моделям выхода из затруднительных жизненных ситуаций. Именно поэтому круг читательских предпочтений, сопровождающий данные изменения, окажет значительное влияние на всю будущую жизнь человека. Задачей преподавателя литературы в этот период является мягкая корректировка читательских предпочтений ребёнка с целью обеспечить ему достойный интеллектуальный и моральный рост, а также усваивание качественных моделей поведения

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ