Кризис системы государственного управления социального государства: поиск новой парадигмы

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть особенности государственного управления в России в условиях кризиса.

Введение и актуальность


Неспособность государственного аппарата управлять общественными процессами. Развитие и осложнения кризиса, включающие распад существующих политических структур и ведущие к рассеянию, обесцениванию государственной власти, потери властными органами своего сущностного качества – оказывать управляющее влияние на общественные процессы. В этом случае речь идёт об общесистемном кризисе управления.
В целом конфликт государственного управления, или общественно-политический конфликт, – это всегда спор по поводу организации, осуществления или перераспределения власти. Разрешение и исключение этих конфликтов, нахождение компромисса и согласия в той конкретной ситуации является «настойчивой необходимостью» государственной власти.
Напряжённость в стране наступает не потому, что существуют конфликты, а из-за неумения своевременно среагировать и регулировать этот процесс.
Государственное руководство должно строиться на предвидении и упреждении конфликтов, в противном случае государственная власть обречена, бороться с признаками конфликтов вместо причин.
Общесистемный кризис означает, что главные элементы общества – технический базис, экономики, социальная сфера, право, политика и др. – пришли в такое взаимное несоответствие, что разбалансированность системы не может быть преодолена в рамках существующего социально-экономического и политического порядка.
Последовательность тактических действий по управлению конфликтом может выглядеть следующим образом: институциализация – установление норм и правил разрешения конфликта; легитимизация – постановка институциональной процедуры в сильную зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила; структурирование противоборствующих групп; создание условий для проявления и организационного закрепления коллективных субъектов – носителей тех или иных интересов; редукция конфликта, т.е. его постепенное ослабление за счёт перевода на другой уровень.
Кризис системы государственного управления обычно сопровождается следующими кризисами: структурный, власти, мировоззренческий, культурный, технологический, психологический.
Основными средствами для борьбы с кризисами в системе государственного управления считаются реформы, которые должны обладать соответствующими свойствами: системность, гибкость, постепенность, экономическая обоснованность.
Другим не менее важным средством профилактики и предвидения кризисных, переломных ситуаций является упорядочение законного статуса государственных органов, общественно-политических партий, общественных организаций и движений, регионального самоуправления.
Понятно также, что реформирование – это многоаспектный процесс, потому необходимо максимально взвешенно и четко подходить к решению проблем его реализации в условиях кризисов, во избежание необоснованных шагов и негативных последствий на территории России.

Заключение и вывод

Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место. И это не случайно. Государственное управление — это механизм реализации властных полномочий государства по руководству, организации и целенаправленному государственно- властному воздействию на общество и все его подсистемы.
Это особый вид профессиональной деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях реализации его правотворческих, исполнительных, правоохранительных и воспитательных функций.
Государственное управление можно определить как целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.
Государственное управление характеризуется многими отличительными чертами и только ему присущими признаками: а) масштабностью, распространенностью управляющего воздействия на все общество и даже (при определенных условиях) выходящее далеко за его пределы в рамках проводимой международной политики; б) властным характером.
Государственное управление в широком смысле — это управление делами общества, которое осуществляет государство в целом. Это функция государственных органов всех ветвей власти плюс соответствующих государственных учреждений и организаций, а также структур местного самоуправления.
Такое управление реализуется в законодательной, исполнительной и правосудной формах властной деятельности.
Государственное управление в узком смысле — это управление делами общества органами исполнительной власти посредством соответствующей формы исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности.
Государственное управление в этом смысле носит четко выраженный организующий, координирующий и распорядительный характер. Таким образом, государственное управление представляет собой практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения и заранее спланированного преобразования.
Несмотря на различия двух кризисов, единственно верной стратегией противодействия и в том и в другом могла бы выступать  активная государственная политика поддержки национальной экономики. Но, если в первом случае она была заметна, то в текущем кризисе государство скорее самоустранилось от подобной политики.  
 Кризис 2008 года показал, что государство способствовало социально-экономическому развитию.
В 2014 году ситуация стала иная: создается видимость реализации государственных политик, принимаются решения, направленные на защиту интересов крупного банковского лобби, нефтегазовой сферы, проводится либерализация экономики, государство минимизирует свое участие посредством снижения государственных расходов и инвестиций, отказа от управляемого курсообразования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ