Нормативно-правовые акты, их особенности и отличия от других источников права

Из общих признаков нормативно-правового акта, можно выделить следующее: НПА имеют внутреннюю структуру (главы, статьи, разделы и т.д.); составляются в письменной форма; носят официальный характер; действуют либо на всей территории (федеральные), либо на какой-то конкретной (закон субъекта); обладают определенной юридической силой, в соответствии с иерархией (см Приложение 1); принимаются в определенном порядке; не противоречат Конституции РФ.
Таким образом, поводя итоги параграфа, стоит отметь важность понятия «Нормативный правовой акт», которое раскрывает его сущность, также выявив определенные признаки НПА становится понятна суть и основные аспекты нормативно правого акта, как источника и документа.

1.2. Отличие нормативных правовых актов от других источников права
Источники права — это форма (способ) выражения и закрепления норм права в государстве.
Виды источников:
Судебный прецедент (решение суда, которое в дальнейшем становится неким примером принятия решения для аналогичных дел)
Религиозные тексты (священные книги/писания, которые находят практическое применение в суде и юридической сфере (чаще всего является источником в мусульманских странах))
Тексты доктрины (пояснения и рассуждения ученых-юристов)
Правовой обычай (правило поведения, которое сложилось, в следствие исторического многократного повторения, например – обычай делового оборота в гражданском праве)
Нормативный договор (соглашение между субъектами права, в которых содержатся нормы права)
Нормативный правовой акт
В Российской Федерации источниками права являются – правовой обычай, нормативный договор, нормативный правовой акт.
Нормативно — правовой акт является самой совершенной формой выражения и закрепления норм права, так как содержит в себе основополагающие для общества и личности нормы, играющие ведущую роль.
Такие источники, как судебный прецедент и правовой обычай, не обладают функцией регулирования общественных отношений, а носят скорее дополнительный характер и играют вспомогательную роль.
В юридической природе, источники права неразрывно рассматриваются с содержащимися в них правовыми нормами, а выражение данных норм в прецеденте и обычае носят неопределенный характер, так как они складываются в следствие повторения определенного алгоритма действий, поэтому в настоящих источниках нет четкого выражения нормы, также отличием будет считаться то, что правовой обычай и прецедент формируются постепенно с течением времени, а нормативно-правовой акт создается в следствии правотворческой деятельности, в определенном порядке.
По сравнению с иными источниками права, нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ и достоинств, а именно:
НПА, благодаря своей форме изложения, исключает не верное толкование и обеспечивает единообразие применения материала
В совокупности все НПА образуют иерархию законов и подзаконных актов по юридической силе, что является очень удобным для понимания и применения. Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
НПА создаются, когда есть потребность в урегулировании тех или иных общественных отношений, при отпадении потребность в нормативный правовой акт вводятся изменения или его отменяют. В результате этого именно нормативно-правовые акты лучше других источников соответствуют потребностям общества, типу и уровню общественных отношений
Освещают определенный круг однотипных общественных отношений
Является самым распространенным и первостепенным источником
Принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)
Обеспечивается силой общественного мнения
Отражает представления общества о справедливости
Также как и преимущества нормативно-правовой акт имеет свои недостатки:
Сложность применения НПА по некоторым вопросам, связанная с большим количеством законов и подзаконных актов по данному аспекту, например: в праве социального обеспечения, существуют множество федерльных законов о пенсионном обеспечении граждан, именно количество этих федеральных законов затрудняет их применение на практике
Некоторые НПА создавались достаточно давно и уже не являются актуальными и не соответствуют потребностям общества
Решение данных проблем я вижу в следующих способах:
Инкорпорация (изменение законодательства, которое направлено к приведению действующих законов в систему, но при этом без изменений их по существу)
Кодификация (опять же проблема остро чувствуется в праве социального обеспечения, по моему мнению требуется создать кодексы по ведущим институтам права, например, пенсионный кодекс, кодекс пособий и компенсаций и т.д.)
Не смотря, на имеющиеся у нормативно-правового акта недостатки, он все равно на настоящее время является самым совершенным и продуманным источником права.
Итак, подводя итоги параграфа и главы в целом, мне удалось выявить множество моментов, играющих важную роль в системе российского права, а именно: понять сущность нормативного-правового акта, рассмотрев различные мнения ученых-теоретиков, выявить его основные признаки, наглядно, сопоставив НПА с другими источниками права, рассмотреть все его преимущества и отличия, также определить некоторые недостатки (предложить способы их решения).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ