конфликты отцов и детей в подростковом возрасте

Цели и задачи

Цель работы: изучить теоретические аспекты конфликтов детей и родителей в подростковомвозрасте.

Введение и актуальность


Вполне нормальным является то обстоятельство, что дети в более или менее заметной степени отличаются друг от друга по силе своего интереса к процессу обучения, по уровню интеллекта, по широте кругозора, эрудиции, а также по уровню личностного развития в целом. Очевидное снижение успеваемость происходит у многих школьников по причине того, что за пределами учебных заведений у них появляются не менее сильные, вступающие в конкуренцию с образованием интересы. Нередко отношение к конкретной учебной дисциплине предопределяется отношением к личности учителя, который ведёт занятия по данному предмету. От авторитета взрослого педагога в глазах учащихся каждой группы или класса во многом зависит успешность освоения ими его дисциплины.
С другой стороны, в силу того, что каждый подросток постоянно включён в различные системы взаимоотношений людей в обществе, для него становится принципиально важным узнать позицию, которую он занимает в той или иной социальной группе (как на микроуровне, так и на макроуровне, включая патриотически ориентированную идентификацию). В этом плане на представителей отрочества достаточно большое влияние оказывает среда его ровесников [7].
Немалое количество причин или поводов конфликтных ситуаций в сфере общения взрослых с подростками можно объяснить с позиции анализа изменений, происходящих с отношением отрока к познаваемой им непосредственной реальности: он ощущает себя «уже не ребёнком» или «не хуже взрослого», а взрослые (во всяком случае, наиболее близкие из них) продолжают считать его ребёнком. Исходя из этого, актуализируется необходимость изменений применительно к позициям подростка по отношению к самому себе, ровесникам и ко всем взрослым. Форсируя, насколько это возможно, различные события своей жизни, подросток начинает преждевременно идентифицировать себя в качестве взрослого, требуя при этом соответствующего обращения с собой. Неверно интерпретируя содержание чувства взрослости, он зачастую весьма некритично подражает старшим, причём далеко не всегда наиболее достойным из них.
Различные трудности подросткового возраста нередко связаны с повышенной возбудимостью школьников, с аффективностью, с острой реакцией на те или иные обиды, с повышенным уровнем критичности по отношению к взрослым [18], поскольку во многих случаях последние либо игнорируют попытки (не всегда понятные и соответствующие условным стандартам) ребёнка проявить самостоятельность, либо даже вступают с ним в неоправданный конфликт. В результате актуализации подобной тактики поведения во взаимоотношениях разных поколений (как минимум, двух, если туда же не вмешиваются дедушки, бабушки, дяди, тёти и т.д.) проявляются разрывы, нарастает недопонимание или даже уровень скрытой агрессии; у подростка, чьей точкой зрения и принципами мало интересуются и ещё меньше учитывают, вполне закономерно возникает чувство протеста против таковой несправедливости.
«Отстаивая свою независимость, подросток желает решать сам, что ему нужно, а что – нет, и старается отвергать предъявленные ему требования со стороны взрослых (особенно если таковые предлагаются без вразумительной аргументации и настаивают на необходимости слепого доверия к некой традиции)» [18]. С другой стороны, было бы крайне неправомерным отрицать проявление в подростковом возрасте и множества положительных фактов: именно в этот период жизни быстро возрастает уровень самостоятельности ребёнка, более вариативными, содержательными и осмысленными становятся его взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, в значительной степени расширяется сфера видов его деятельности и т.д. Одним из наиболее принципиальных признаков является тот, который констатирует выход ребёнка на качественно новые социальные позиции, в которых оформляется его более-менее сознательное отношение к себе как члену определённого общества (по государственным, этническим, конфессиональным и прочим признакам).
Выделяя психические новообразования рассматриваемого нами возрастного периода, профессиональный психолог способен сделать прогноз возникновения трудностей, нередко сопутствующих их становлению:
1) интенсивное формирование характера, приводящее в случае нарушений к акцентуациям характера личности;
2) интимно-личностное общение, приобретающее роль ведущего типа деятельности и вызывающее реакции группирования;
3) критическое мышление, проявляющееся в негативизме и реакции отказа от внешних воздействий взрослых;
4) любознательность и жажда проверки себя, в случае крайней выраженности проявляющиеся в побегах из дома, бродяжничестве, а также многих других формах девиантного и даже делинквентного поведения;
5) повышенная эмоциональность, выражающаяся в аффективном поведении, агрессивности, острой чувствительности к своим неудачам или острой зависти к чужим успехам;
6) потребность в активности и социально значимой деятельности, выражающаяся в реакциях компенсации и гиперкомпенсации;
7) потребность в самоутверждении, выражающаяся в крайних случаях в патологических увлечениях и хобби-реакциях (нередко популяризируемое понятие «субкультуры» оказывается на руку только коммерческим дельцам, но отнюдь не самим подросткам);
8) усиленное развитие самосознания, формирование различных видов самооценки (в случаях неправильного выбора таковых это ведёт к нарушениям психики и нравственной незрелости личности);
9) чувство взрослости, проявляющееся в реакции эмансипации [16].
Подростковый период в жизни каждого человека наполнен целым рядом социально-психологических феноменов, многие из которых детерминированы конкретными культурно-историческими условиями и обстоятельствами развития конкретного общества. С одной стороны, отрочество отличается выработкой стабилизационных механизмов применительно к сущности основных характеристик личностного развития (к примеру, это касается эволюции самосознания); с другой стороны, достаточно бурные изменения в социально-экономической сфере отечественного общества обусловливают немаловажные качественные различия применительно к процессам генезиса и формирования сознания, обновления самосознания, личностного становления растущих (в психофизиологическом, морально-нравственном и интеллектуальном планах) людей [18].
Таким образом, в подростковом возрасте каждый полноценный ребёнок начинает осознавать свою уникальность и вдумываться в содержание спектра тех особенностей, которыми он объективно обладает; в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. С течением времени у подростка формируется и эволюционирует собственная Я-концепция, которая в немалой степени способствует дальнейшему, осознанному или бессознательному, моделированию и актуализации поведения молодого человека.

Заключение и вывод

Курсовая работа посвящена изучению конфликтов во взаимоотношениях подростков и родителей, а так же определению основных механизмов и способов их разрешения.
Работа раскрывает многообразие трудностей во взаимоотношениях в семье, дает возможность увидеть основные противоречия. Наличие различных точек зрения позволяет более объективно подойти к роли взрослых в жизни детей и трудностям становления их личности. Вопросы семьи, семейных отношений и воспитания в семье всегда вызывали интерес со стороны деятелей разных наук и областей.
Родители детям в подростковом возрасте должны уделять пристальное внимание, наблюдать за изменениями, происходящими с ним. От взрослых требуется проявить максимально возможную гибкость и терпение, их поступки должны быть взвешенными, и им следует научиться видеть положительное и истинное в вызывающем поведении детей подросткового возраста. Родителям нужно принимать во внимание трудности данного периода и для самого ребенка, типичное для гормональной перестройки всего организма быстрое изменение настроения, состояния и самочувствия, болезненные и непредсказуемые реакции на события.
Важные моменты развития в подростковом возрасте, которые следует принять к сведению каждому родителю:
- неодинаковый темп физического и физиологического развития лиц в переходном периоде и вероятность острого реагирования из-за задержки либо, наоборот, резкого изменения телосложения;
- придание избыточной важности изменениям, происходящим во внешнем виде, которые требуют корректного и осторожного выражения мнения по данному поводу;
- необходимость быть «значимым» в глазах ровесников, завоевать их уважение и признание;
- многократное завышение либо занижение важности своей личности и уровня притязания;
- предрасположенность к необоснованным рискованным действиям, к неадекватным реакциям (возможна попытка покончить жизнь самоубийством) на обыденные ситуации, неспособность предусмотреть последствия поступков;
- высокая вероятность обострения либо появления патологических реакций, болезней психики (в пубертатном периоде нередко возникает шизофрения).
Основными причинами детско-родительских конфликтов являются: различия в ценностных ориентациях; противоречия в нормах и правилах поведения; неодобрительное отношение родителей к образу жизни детей; стремление подростков и юношей к независимости в денежных вопросах, в принятии решений, возрастные отличия. В основном в ценностных ориентациях наблюдаются следующие различия: материальное благополучие (наиболее значимо для учащейся молодежи). Так же отличатся семейные ценности и нормы. Родители не считаются, что необходимо уважать мнение детей; они не считают что отношения в семье зависят не от возраста, а от личных качеств; не видят возможности равноправия между детьми и взрослыми.
Для полноценного личностного развития ребенка в семье необходимо обязательно выбирать наиболее оптимальный стиль воспитания. Дети, которые растут в атмосфере понимания и любви, имеют меньше трудностей в обучении и проблем со здоровьем, растут открытыми, общительными и доброжелательными, а нарушение стиля семейного воспитания ведет постепенно к формированию различных психологических проблем (лживость, тревожность, агрессивность) и комплексов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ