Воспитание морально-нравственных качеств на уроках обществознания в 9 классе в процессе освоения темы
Цели и задачи
Цель исследования: обоснование воспитательного потенциала урока по теме «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени».
Введение и актуальность
В современной науке существуют различные подходы и определения различных периодов школьного детства. Большинством педагогов признается классификация, в соответствии с которой выделяются следующие его периоды: младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный возраст (10-15 лет) и старший школьный возраст (15-18 лет). В сферу наших научных интересов входит именно средний - подростковый возраст. При этом мы разделяем позицию Л. Кольберга, выделяющего в данном периоде группы младших и старших подростков.
Под морально-нравственным воспитанием подразумевается [14,15] активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
Под морально-нравственным воспитанием в образовательном процессе понимается организованный в деятельностной форме и направленный на создание и порождение смыслов (предметных, бытийных, событийных, отношенческих и других) процесс, освоение духовных ценностей и становление нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание - это всегда воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, к себе, к другим, к Богу (Н.Д. Никандоров). Это процесс оказания помощи растущему человеку в осознании ценности нравственных норм. [17, 32-33]
Результатом морально-нравственного воспитания качества является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Морально-нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.
Л. Кольберг морально-нравственные качества подростков относит к конвенциональному и постконвенциональному уровню. Остановимся на этом подробнее.
Заключение и вывод
Основными целями школьного обществоведческого образования являются: формирование общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а также освоение системы знаний об обществе и его сферах, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина. Содержательная сторона обществознания основана на различных сторонах взаимодействия человека. Уровни этого взаимодействия предполагают определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений.
«Обществознание» – учебный предмет, изучаемый в школе с V по ХI класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание является школьным предметом, интегрирующим знания нескольких социальных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию.
Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его многоаспектный характер, который позволяет комплексно изучить современные социальные явления и их влияние на жизнь человека и общества. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этническое и религиозное многообразие, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию их в школе. Обществознание является гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать для подростка основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Изучение обществознания в основной школе опирается на курс начальной школы «Окружающий мир».
Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. Курс «Обществознание» для V–VII классов является пропедевтикой курса «Oбществознание» для VIII–IX классов и далее для X–XI классов. Общая логика распределения в нем учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, – антропоцентрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными.
Изучая курс «Обществознание», школьники получают информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение. При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении темразличных учебных дисциплин.
В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся V–IX классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменениях действительности, а также в выработку универсальных учебных действий. В старшей школе обществознание изучается как на базовом, так и на профильном уровнях. Обращаем внимание, что на профильном уровне наряду с учебным предметом обществознание обязательно изучаются учебные курсы «Право» и «Экономика».
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт