Концертно- гастрольная деятельность как вид коммуникации

С.С. Клитин к филармоническим концертам относит: концерты с участием симфонических оркестров, концерты камерных оркестров или ансамблей; концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.; концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов; концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей (чтецы художественного слова, солисты балета, артисты — вокалисты); музыкально-литературные концерты, в которых силами инструменталистов, вокалистов, артистов балета, чтецов исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения; концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся хореографов, исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях;
Эстрадный концерт очень многогранен. Он может быть посвящён какой-то одной проблеме или теме, которую раскрывает как один исполнитель, так и целый
А.Д. Жарков в своей книге «Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» он выделяет эстрадный концерт в самостоятельный вид и дает свое развернутое понятие эстрадному концерту.
«Эстрадный концерт» — один из видов публичных выступлений, в котором в определенной форме и с помощью специфических выразительных средств задействованы различные виды искусств: музыка, литература, хореография, театр [10, c. 195].
В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты различают по следующим видам: тематические, дивертисментные, отчётные и театрализованные.
«Дивертисментные» (сборные) концерты включают в себя эстрадные номера различных жанров. Как правило, они не имеют сюжетного стержня. Их особенность – действенность, разнообразный состав участников.
«Тематические» концерты построены на единой сюжетной основе. Они могут быть приурочены к праздничным или юбилейным датам, жизни или творчеству известного композитора, известного коллектива или исполнителя. Характерные особенности: целостность, завершённость, синтетичность, образность.
«Театрализованные» концерты составляют на основе единого сюжета. Номера театрализованного концерта составляют как бы единое целое, один художественный сценический образ. Характерность: специфические выразительные средства.
Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ; для его создания пользуются выразительными средствами, присущими театру: сюжетным ходом, ролевой персонификацией ведущих, сценографией, театральными костюмами, гримом, сценической атмосферой.
Главное, чем отличается театрализованный концерт — наличием темы (то есть тематический). Он может состоять из одного или двух отделений с антрактом (используется закон времени – учет психологических и физиологических особенностей зрителя). Максимальная продолжительность концерта в одно отделение может составлять 1 час 10 мин.- 1 час 30 мин.
«Отчетный концерт» — концертное выступление, в котором задействованы участники одного коллектива. В таком концерте творческий коллектив представляет аудитории результаты художественно-творческой деятельности за определенный период. Это целостная программа, подготовленная собственными силами.
«Смотр-конкурс» — дают возможность не только представить широкой публике свое творчество, но и сравнить достижения своего коллектива с другими выступающими на смотре-конкурсе. Отличительная особенность смотра-конкурса – ограниченность во времени и по количеству исполняемых номеров, однородность концертных коллективов. Этот вид концертного искусства встречается наиболее часто в сфере любительского искусства.
«Фестиваль». Фестивальные концерты проводятся в масштабе всей нашей страны. География участников может быть очень обширна и даже выходить за пределы одной страны (международные фестивали). Концертное выступление на фестивале во многом похоже на выступление на смотре- конкурсе.
В целом, существует еще несколько видов концертных программ по содержанию, способу организации и проведению: концерт-митинг, концерт- интервью, моно-концерт, концерт-реквием.
Особым видом концертной программы является мюзикл.
Мюзик-холл – (анг. мusic музыка, hall зал; музыкальный зал, концертный зал) вид эстрадного театра, программы которого состоят из небольших концертных номеров разных жанров, объединенных единой сюжетно-тематической линией. [4, c. 40]
К особым видам концертных программ исследователи относят шоу- программы. Они характеризуются массовостью участников и зрителей, особым типом зрелищности, основанном на аттракционности воздействия, программностью действия, в основе лежат архетипы массового сознания и массового успеха. Характеристики массовой культуры, такие как массовость, товарность, примитивность смыслов, великолепие формы, шоу вобрало в себя.
Современные шоу-программы демонстрируют все накопленные годами и апробированные временем зрелищные приемы, принципы воздействия на зрителя, главным из которых являлась и является зрелищность. Однако цели и задачи шоу-программ изменились. Исследователи отмечают, что функциональные акценты сместились в сторону рекреации и развлечения.
Исходя из того, что всякое зрелище – это форма эмоционально — эстетического, идейно-эмоционального общения, то «эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя становятся важнейшими характеристиками зрелищности, поэтому при рассмотрении данного вопроса следует учитывать два обстоятельства: во-первых, зависимость восприятия от визуальной способности зрителя, зависимость эффекта соучастия от движения зрительского внимания, которое регулируется, в частности, и системой условности данного вида искусства; во-вторых, фактор публичности, массовость как существенные признаки шоу».
Таким образом, многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно — досуговой деятельности. Данное многообразие позволяет удовлетворить степень потребности современного зрителя.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ