Композиция газеты и журнала

При этом гармония в асимметрии достигается благодаря взаимодействию различных средств композиции, например, равновесия, контраста, ритма, пропорций и др. Асимметрия предполагает равновесие неравных частей, когда тексты имеют разный объем или неодинаковую насыщенность и размеры имеют иллюстрации, заголовки, линейки. Таким образом, асимметрия предполагает соединение воедино разных видов элементов.
Асимметричная композиция является более подвижной и приспособлена к передаче не связанных друг с другом по содержанию материалов. Такая композиция является более конкретной, в ней нет подобий, и четко выделяется главное и второстепенное. Поэтому существует больше возможностей для дизайнеров.
Также к средствам композиции относят контраст и нюанс.
Контраст представляет собой выразительную ситуацию в композиции, к которой возникает больше внимания. Контраст был первым средством функциональности оформления. Дизайнеры выделяли одни предметы на фоне других, тем самым расставляя акценты для читателя и указывая, что необходимо прочесть в первую очередь. Если подойти с эстетической точки зрения, контрасты создают выразительность в композиции и придают разнообразие. В основе их заложена позиция резкого несходства.
Выделяют также несколько видов контрастов:
Размерные – большое или малое, низкое или высокое, узкое или широкое.
Крупный заголовок – мелкий шрифт, вытянутый по вертикали или горизонтали материал.
Тоновые – светлое или темное.
Цветовые – выделение цветом.
Конфигурация форм – прямоугольные, ломаные, округлые, диагональные очертания.
Стоит отметить также, что в применении контрастов в композиции важно учитывать меру. Не стоит выделять все, иначе читатель ни на что не обратит внимание.
Нюанс является дополнением к контрасту и представляет собой позицию незначительного различия. Когда в композиции используются почти незаметные детали, например, светлые линейки или подложки, закругленные углы в рамках, мелкие украшения.
Способом организации пространства внутри издания являются метрические и ритмические повторы элементов. Метр представляет собой повтор аналогичных элементов, например, страницы, строки, колонки.
Ритм в свою очередь придает композиции живость и динамику, представляет собой более сложные чередования и служит основой для метрических повторений. Ритм использует закономерное изменение характеристик элементов, например, увеличивать размер или объем, усиливать тон или насыщенность, изменять интервал между ними.
Ритм также связан с такими средствами как пропорции, симметрия и контраст.
Также значительную роль в построении композиции играет тональность. В издании каждый элемент оформления имеет окрашивание одним из черно-белых оттенков. Они сочетаются между собой, поэтому каждый отдельный элемент, таким образом, имеет свою цветовую тональность. Тональность складывается контрастных и нюансных цветовых отношений.
Д. Георгиев выделяет пять степеней тональности относительно газеты:
1. Серая – для нее характерны светлые малоконтрастные шрифты и линейки, а также небольшие пробелы по горизонтали и вертикали. Такая страница содержит мало иллюстраций, узкие межколонные пространства и светлые линейки между ними. Таким образом, полоса кажется сухой и невыразительной.
2. Просветленая – предполагает использование больших пробелов, а также светлых текстовых и заголовочных шрифтов. В таком варианте почти отсутствуют насыщенные тоном иллюстрации, линейки, отбивки и другие инструменты. Таким образом, создается ощущение легкости и изящества. В основе просветленной тональности лежит нюанс.
3. Насыщенная – предполагает использование контрастных по отношению к странице шрифтов и иллюстраций, а также жирные линейки и украшения. Используются небольшие пробелы между элементами. Таким образом, получается тяжелая и мрачная композиция.
4. Контрастная – используется много пробелов и в то же время много жирных шрифтов, линеек и иллюстраций. Таким образом, конструкция отличается разнообразием и выразительностью
5. Крикливая – применяется на одной полосе множество элементов разных цветов. В такой композиции возникает хаос, и восприятие снижается из-за обилия акцентов, которые не согласованы между собой.
Степень тональности полос и разворотов влияет на тональность всей композиции издания, поскольку, как правило, сочетание элементов разных по насыщенности используется почти на всех страницах издания. Таким образом, определяются индивидуальные черты композиции и характер издания в целом даже на уровне оформления.
Как правило, сильным средством выделения материалов, а также расстановкой акцентов служит цвет. Яркие цвета привлекают внимание читателей, поэтому расставлять акценты таким образом нужно осмотрительно.
При расставлении акцентов в издании стоит также учитывать, что внешний вид полосы, который состоит из заголовков, иллюстраций, линеек и других элементов всегда подчиняется определенным законам, которые выстраивают композиционное равновесие и ориентируют читателя в материалах полосы.
При этом каждый отдельный тональный или цветовой элемент обладает своей силой, которая зависит от его размеров и насыщенности. Размещение элементов на странице должно быть таким образом, чтобы они дополняли друг друга. Чаще всего для размещения используют такие схемы, как диагональ, треугольник, ромб.
Таким образом, дизайнеры могут контролировать внимание читателя, перетягивая его с одного текстового объекта на другой с помощью выделения и отступая от принципа равновесия.
Также равновесие может быть симметричным и асимметричным. Симметричное равновесие предполагает расстановку равнозначных элементов на равных расстояниях от условного центра. Такая композиция отличается спокойствием. Асимметричная композиция напротив более динамична и придает выразительность. Здесь применима расстановка таким образом, что более значительный элемент располагается ближе к центру, более легкий отодвинут дальше.
Особой сложность обладает построение композиции с использованием иллюстраций разного формата и тоновой насыщенности. Дизайнеры не используют при этом рядом две одинаковые по размерам иллюстрации, а наоборот разводят их по разным сторонам.
Также важным моментом является уравновешивание цветных элементов в композиции.
Таким образом, композиция в дизайне полиграфической продукции представляет собой расположение оформительских комплексов относительно друг друга. Оформительскими комплексами в таком случае выступают: рубрика, заголовок, вводка, текст, комментарий, иллюстрация с подписью, выноска. Средствами композиции в таком случае являются пропорция, контраст, нюанс и масштаб. Характеристикой композиции может быть ширина колонки. Среди свойств композиции выделяют такие, как целостность, стилевое единство элементов, постоянность и универсальность элементов, средств и приемов композиции. К средствам композиции относятся пропорция, равновесие, контраст, симметрия, ритм и др.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ