Адам Павлович Глушковский

Цели и задачи

Цель работы - изучить эпоху I половины XIX в.

Введение и актуальность


Одним из крупнейших научных достижений данного периода было создание Н.М. Карамзиным 10-томной «Истории государства Российского»(1804–1826 гг.). Его значение состоит в том, что именно это сочинение породило интерес к отечественной истории в широких кругах общества и дало мощный импульс развитию исторической науки в России.
Широкую известность приобрела русская математическая школа. В 1826 г. Н.И. Лобачевский открыл неевклидову геометрию, совершив настоящий переворот в мировой математике.
Работая в области электротехники, В.В. Петров демонстрировал явление вольтовой дуги, заложил основы электрохимии и электрометаллургии, П.А. Аносов –основы металлографии.
Астроном Я. Струве создал в 1839 г. в Пулкове (под Петербургом) обсерваторию.
В медицине Н.И. Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии
и первым применил эфирный наркоз, антисептики, гипсовую повязку. А.М. Филомафитский разработал теорию переливания крови.
В первой половине XIX в. литература занимала особое положение в системе духовной культуры, ее тематика и содержание в значительной степени определялись общественно-политической жизнью России. Основные этапы идейно-эстетического развития культуры первой половины XIX столетия связаны с романтизмом и реализмом.
Большое влияние на развитие русской культуры оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая национально-патриотический подъем как в народных массах, так и в кругах интеллигенции. Для литературы этого времени характерна быстрая, по сравнению с предшествующим периодом, смена художественных направлений и одновременное сосуществование нескольких стилей.
Романтизм – основное стилевое направление культуры первой трети века. Для него характерны не просто отказ от всяческих правил и норм, сковывавших авторов эпохи классицизма, но и прямая борьба с классицистским каноном. Романтический герой – загадочная творческая натура с мятущимся сердцем. Особенностями русского романтизма можно назвать гражданский пафос и интерес к национальной самобытности. Возникновение романтизма в отечественной литературе связано с именем В.А. Жуковского.
С именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя связан переход от романтизма к реализму. Этот стиль – истинное отражение самой жизни во всей ее сложности и многогранности – впервые явили русскому читателю такие произведения Пушкина как «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»; роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и стихотворение «На смерть поэта»; творения Н.В. Гоголя «Мертвые души», «Ревизор», сборник повестей «Миргород».
В русле реализма развивалась и отечественная драматургия первой половины XIX в. – А.С. Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Борис Годунов», Н.В. Гоголь «Ревизор», драмы А.Н. Островского из быта русского купечества.
Изобразительное искусство первой половины XIX в. продолжало существовать под гнетом официального канона. В 1802 г. был принят новый устав Академии художеств, который провозглашал классицизм обязательным стилем художественных произведений. Однако в работах лучших представителей живописи этого времени можно проследить влияние романтизма и реализма.
В 1856 г. было положено начало коллекции П.М.Третьякова, ставшей основой будущей Третьяковской картинной галереи.
Как видим, первая половина XIX века выделила и углубила все основные противоречия русской жизни. Стал очевидным кризис старой государственной системы, и возникли вопросы, кто и как будет эту систему менять.
В репертуаре русских театров большое место занимали произведения на патриотическую тематику – пьесы Н.В. Кукольника, Н.А. Полевого, В.А. Озерова. Популярностью пользовались постановки по произведениям Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина. К этому периоду относится появление первых драм А.Н. Островского, открывшего обществу мир русского купечества.
Распространенным явлением оставались крепостные театры. Из 103 крепостных театров первой половины XIX в. 53 – действовали в Москве, 27 – в Петербурге, остальные – в провинции. Наибольшей популярностью среди них пользовался театр графа Каменского в Орле.
Возникновение русской музыкальной классики, создание национальной школы в музыке связано с именем М.И. Глинки. Для этого композитора основным принципом создания музыкальных произведений было обращение к народным традициям. Его опера «Жизнь за царя», поставленная в 1836 г., была названа «кучерской музыкой» в обществе, привыкшем к итальянским сочинениям, но именно она и сломала стереотипы восприятия музыкального искусства. Современником Глинки был развивавший традиции национальной музыки А.С. Даргомыжский. В своих сочинениях (оперы «Русалка», «Каменный гость», комические оперы «Червяк» и «Титулярный советник» и др.) композитор был новатором, привнеся свежие формы музыкальной выразительности. Именно творчество Даргомыжского оказало значительное влияние на композиторов «Могучей кучки» в середине XIX в.

Заключение и вывод

Россия в первой половине XIX века принадлежала к числу величайших держав мира. Однако в этот период в ее истории нетрудно заметить сочетание противоречивых явлений и тенденций, которые в результате и привели к усилению революционной борьбы и бурным потрясениям начала века двадцатого.
Как видим, первая половина XIX века выделила и углубила все основные противоречия русской жизни. Стал очевидным кризис старой государственной системы, и возникли вопросы, кто и как будет эту систему менять.
Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки.
Главной темой изящных и поэтичных анакреонтических балетов была любовь. Но на смену жеманности и тяжеловесным условностям восемнадцатого века пришли классическая ясность содержания и формы.
В царствование Александра I русский балет продолжил своё развитие, достигнув новых высот. Своим успехам в это время русский балет, прежде всего, обязан приглашенному французскому балетмейстеру Карлу Дидло, прибывшему в Россию в 1801 году. Благодаря работе Дидло, который понимал необходимость реформации сценического танца и считал его основной частью драматического действия, началось становление русской школы классического танца.
Адам Павлович Глушковский – воспитанник Дидло как артист и балетмейстер пользовался большим успехом у публики.
Творчество Глушковского открыло новую страницу в истории балетного театра Москвы. Его деятельность оказала большое влияние на развитие русской хореографии XIX в. Своим творчеством и литературно-критическими работами Глушковский утверждал прогрессивные реалистические тенденции балетного театра. Первый теоретик и историк русского балета, он для последующих поколений оставил важные сведения о русском балете первой половины XIX века. Исключительно велика роль Глушковского в реорганизации московской балетной труппы, в подготовке ее молодых кадров. Учебно-театральный комплекс, сформированный в Москве во время деятельности А.П. Глушковского, в основных своих установках дошел до 1917 г.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ