Комплексная оценка лиц с задержкой психического развития

Цели и задачи

Цель работы - теоретически обосновать и эмпирически проверить особенности комплексной оценки лиц с задержкой психического развития.

Введение и актуальность


Проведение комплексной оценки с целью определения особых образовательных потребностей ребенка, в том числе коэффициента его интеллекта, разработка рекомендаций по образовательной программы, оказание психолого-педагогических и коррекционно-развивающих услуг в соответствии с потенциальными возможностями ребенка является актуальной и значимой проблемой.
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Моторика относится к высшим психическим функциям. Мелкая моторика представляет собой совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе дошкольного учебного заведения № 145, было обследовано 40 детей младшего дошкольного возраста. Нами была использована методика изучения уровня сформированности двигательных навыков кисти и пальцев (мелкой моторики) Т.В. Визель. Тестовые задания заключались в манипуляции с предметом, манипуляции без предмета и воспроизведение позы кисти и пальцев рук. Исследование выявило ряд трудностей у детей с ЗПР, связанных с мелкой моторикой. Формирующий эксперимент предусматривал разработку системы психомоторных игр и внедрение ее в учебно-воспитательный процесс определенной экспериментальной группы дошкольников. Внедрение системы психомоторных игр проходило в три этапа: подготовительный, практический, активно-игровой.
Подготовительный этап предусматривал подготовку детей к участию в психомоторных играх, в частности, ознакомление их с правильным выполнением отдельных движений, правилами игр, работы с оборудованием и материалами и тому подобное. Практический этап работы реализовался в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Его целью было погружение в игровую деятельность, упражнение детей в приобретенных умениях и навыках, усовершенствование при выполнении определенных игровых упражнений и игр. Содержание игр, двигательные задачи, правила и взаимодействие детей постепенно усложнялись.
На основании положительной динамики уровней развития мелкой моторики дошкольников экспериментальной группы, подтвержденной статистически, можно сделать вывод, что для повышения уровня развития мелкой моторики детей целесообразно использовать психомоторные игры и игровые действия в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Они выступают продуктивным методом овладения дошкольниками двигательных действий, привлекают детей динамизмом, возможностью проявления физической активности, в то же время осуществляют важное влияние на развитие психических процессов и становления личности. Разработанная система психомоторных игр и игровых действий является достаточно эффективной по развитию мелкой моторики детей и может быть рекомендована к применению в дошкольных учебных заведениях.

Заключение и вывод

Проблема задержки психического развития впервые была исследована отечественными клиницистами. Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Задержка психического развития характеризуется: в первую очередь замедленным темпом психического развития, незрелостью личности, некоторыми негрубыми нарушениями когнитивной сферы, по структурным и количественным показателям отличающимися от умственной отсталости, с тенденцией к компенсации и регрессивному развитию.
Для достижения поставленной цели нами были поэтапно реализованы теоретические и практические задачи: проанализирована историография изучения вопросов развития мелкой моторики у детей, рассмотрены психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей, изучены особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, подобраны методы и приемы диагностики уровня развития мелкой моторики у детей 3- 4 лет, подобраны методы и приемы коррекции нарушений мелкой моторики у детей 3- 4 лет с ЗПР, проведен анализ результатов исследования.
Итак, познания окружающих предметов детьми дошкольного возраста связано с развитием действий рук. Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и обеспечивает развитие психических и речевых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др. С раннего возраста необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики. уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивания пуговиц, завязывание шнурков и тому подобное.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ