изучение теоретических и практических аспектов применения нестандартных методов оценки персонала на предприятии

Цели и задачи

Целью исследования изучить роль нетрадиционных методов оценки персонала на предприятии.

Введение и актуальность


Маркетинг персонала, как отмечалось, является видом управленческой деятельности, поэтому он выполняет ряд важных управленческих функций. Существуют различные подходы к определению функций маркетинга персонала. Так, В. Воронкова использует традиционный подход, разделяя все функции на общие и специфические. К общим функциям относятся: планирование – установление цели, определение этапов ее реализации; организация – выбор структуры управления, реализация взаимоотношений и взаимодействия персонала предприятия; координация – регулирование, корректировки, активизация действия органов управления; контроль - учет и анализ управленческой деятельности; обработка и осмысление информации для понимания диалектического развития персонала предприятия; прогноз – возможна оценка явлений и процессов, характерных для развития персонала предприятия. К специфическим функциям исследовательница относит следующие: наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, тестирования и интервьюирования работников; расстановка кадров по подразделениям, участкам и рабочим местам управления адаптацией, закреплением, ротацией и внутрифирменными перемещениями кадров, формирование стабильного и гибкого трудового коллектива; планирование деловой карьеры, оценка человеческого капитала работника и уровня его использования на этом рабочем месте с применением соответствующих методик и технических средств, аттестация специалистов, формирование резерва на выдвижение, профессионально-квалификационное продвижение [2].
Итак, концепция маркетинга персонала – система связанных между собой взглядов, которые дают начало друг другу, идей, положений маркетинговой деятельности, учитывающие необходимость для достижения целей предприятия осуществлять:
- исследование рынка труда, соответствия тенденций его изменения парадигме развития организации, общества и прогнозирования его конъюнктуры;
- изучение запросов, потребностей рабочей силы и полно, и эффективно их удовлетворения через взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими предприятие кадрами;
- анализ кадрового потенциала организации и качество его использования;
- прогнозирование и планирование потребности в персонале;
- разработку и реализацию стратегий управления персоналом;
- организацию коммуникационной деятельности;
- экспертиза кадров [5].
Отметим, что к основным задачам маркетинга персонала включается не только проведение исследований, но и доведение их результатов до субъектов рыночных отношений, которые могут на их основе осуществить экономический выбор, скорректировать свое поведение.
Таким образом, маркетинг персонала как инструмент целенаправленной и эффективной работы с персоналом является составной стратегии и тактики выживания предприятия в рыночных отношениях. По мере развития личности работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников предприятия, поскольку развитие в значительной степени нуждается в планировании его кадрового обеспечения, а качественно новый уровень развития экономики не может быть достигнут без эффективного использования маркетингового инструментария в процессе управления персоналом, требующий усовершенствования и дальнейшего исследования.
Несмотря на многочисленные положительные результаты, полученные исследователями вопросов управление эффективностью системы маркетинга персонала на предприятии, и в частности, системой маркетинговых коммуникаций, следует выделить ряд вопросов, которые, по нашему мнению, еще не нашли своего должного решения и методического обеспечения. Здесь целесообразно выделить следующие задачи, решение которых является первоочередной, с точки зрения, разработки методических подходов к прогнозированию эффективности управления маркетингом персонала и, в частности, бюджетом развития системы маркетинговых коммуникаций [4]:
1.определение порядка расчета показателей эффективности системы маркетинга персонала и отдельных ее элементов, а также экспериментальное подтверждение зон эффективности значений соответствующих показателей;
2.разработка формализованных методических подходов к проведению системной оценки и мониторинга эффективности управления финансовым обеспечением мероприятий по улучшению маркетинга персонала;
3.разработка прикладных методик и программного обеспечения для решения задачи прогнозирования эффективности системы маркетинга персонала.
Задача прогнозирования эффективности управления составляющими системы маркетинга персонала, и в частности, маркетинговым коммуникационным процессом, состоит в следующем:
1. определение цели построения прогнозных моделей (расчет поисковых или нормативных прогнозов)
2. идентификация показателей эффективности маркетинга персонала и системных характеристик, значение или степень проявления которых необходимо прогнозировать;
3. выбор методов и моделей, на основе которых должны проводиться расчеты;
4. непосредственное проведение модельных расчетов;
5. экономическая интерпретация и анализ полученных результатов.
Сам процесс анализа и разработки прогнозов проходил в несколько этапов, а именно [5]:
• анализ характера, масштабов явления, формулирование целей и задач, предмета, проблемы и рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования;
• построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа;
• сбор данных прогнозного фона;
• построение динамических рядов показателей – основы прогнозных моделей методами экстраполяции;
• построение серии поисковых моделей объекта методами поискового анализа профильных и фоновых показателей;
• построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта;
• оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификация) прогноза;
• выработка рекомендаций для принятия решений в сфере управления;
• экспертное обсуждение (экспертиза) прогноза и рекомендаций, их доработка;
• повторная передпрогнозна ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными.

Заключение и вывод


Эффективность деятельности любой организации в значительной мере определяется степенью соответствия сотрудников, которые в ней работают, рабочими местами, которые они занимают. Только при таком соответствии организация и работники достигают целей своего развития. Выявить степень соответствия работников требованиям их рабочих мест можно в процессе оценки персонала, которая является одной из ключевых функций управления персоналом.
Теория и практика оценки персонала находится на этапе становления. Есть много проблем с ее организацией и проведением, она разрозненный и несистемный характер, не отвечает многим базовым принципам.
Проведение регулярной оценки персонала по выбранным организацией методами и критериями позволяет определить приоритеты развития работников, прогнозировать и планировать их карьеру и, таким образом, сформировать у работников мотивации к развитию необходимых предприятию компетенций.
Предложенный механизм позволяет рассматривать процесс оценки персонала как сложную систему с указанием алгоритма действий в виде перечня основных этапов, а также основных требований к оценке персонала на предприятии с последующим определением вероятных ошибок для их недопущения или минимизации на практике.
Требования к оценке персонала в каждой организации - конечно разные, но их можно объединить в группы, так если принять как аксиому, что:
- каждая система управления имеет свой жизненный цикл,
- вся система управления бизнесом - это  сотрудники, которые его создают.
- система управления сотрудниками не состоятельна без оценки того, чем она управляет.
Можно сделать вывод, что требования к оценке персонала так же изменяются в зависимости от жизненного цикла организации.
Таким образом, оценка персонала - это важный элемент эффективного управления и актуальный в сегодняшних условиях процесс, направленный на повышение конкурентоспособности предприятия. Различные системы, методы и методики оценки персонала позволяют выявить и раскрыть потенциал каждого работника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей предприятия. Оценка персонала требует использования всех научных подходов, их обобщение и комбинирования для достижения ее эффективности, оптимальности и экономичности. Наиболее полно система оценки персонала оказывается в комплексной оценке работника, которую следует разрабатывать по всем категориям персонала организации. Объективная оценка может быть достигнута только на основе учета профессионально-квалификационных, личностных и деловых характеристик работника.
Оценка отдельных функций была востребована всегда, вспоминая 90-е годы прошлого века, когда большинство компаний находились в стадии тусовка, т.е. управленческие  решения, как и оценка принимались на основе интуиции и при этом, были востребованы такие технологии как детектор лжи. Оглядываясь  на этот период требования к оценке персонала можно сформулировать - как запрос на контроль - лояльности или коммуникабельности работника.
Но время прошло, и большинство компаний вступило в другую стадию развития механика, при которой  главное качественно исполнять предписанный (формализованный) функционал. Как следствие изменились требования к оценке персонала, так важной функцией явилась оценка профессионализма, компетенций, обучаемости. При этом  требования к лояльности и коммуникабельности не были отменены, но претерпели изменения в трактовке.
Но жизнь не стоит на месте, и компании будут развиваться и дальше в направлении управление качеством  при этом в оценке персонала будет важным фактором являться сбалансированность использования ресурсов используемых для достижения целевого показателя, а так же КРI (ключевой показатель эффективности). Для этого необходимо проводить всестороннюю комплексную оценку работника, которая лежит в основе управления жизненным циклом работника.
Если  европейские коллеги считают, что оценивать работника необходимо ежемесячно, то японские считают, что графики оценки на каждого сотрудника необходимо составлять индивидуально (но с периодичностью не мене раз в квартал).  В российской действительности пока не сложилась единая национальная система оценки, и в ее отсутствие некоторые применяют оставшуюся с советских времен  - аттестация по итогам календарного года или разрабатывают собственную систему. Но уже сейчас ясно, что формирование единой российской системы оценки персонала уже не за горами, именно поэтому в последние годы стали появляться центры оценки  и  клубы по оценке персонала, где ведется активная работа по формированию единого видения системы оценки.
Итак, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все: как руководители, так и сотрудники.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ