Исследование влияния языковых способностей на изучение иностранных языков в средней школе

Важно добавить, что единый подход к пониманию структуры ЯС в современной научной литературе отсутствует. М. К. Кабардов условно выделяет два основных компонента: когнитивный и коммуникативный в структуре ЯС. Хотелось бы отметить, что указанный подход не противоречит концепциям других ученых. В частности, Е. В. Демина в структуре ЯС также выделяет два компонента: психодинамический и содержательно-деятельностный, причем, понимание указанных составляющих сближается с подходом М. К. Кабардова.
В свою очередь, коммуникативная (содержательно-деятельностная) составляющая ЯС, коммуникативные способности представляют собой «индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности (коммуникативной, организаторской, педагогической и др.); они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия»; «свойства личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общения с другими личностями, и психологическую совместимость в деятельности». Иначе говоря, коммуникативные способности представляют собой индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются непосредственно в коммуникации, в процессе взаимодействия с другими, управления коммуникативной ситуацией и т. д.
В структуре коммуникативных способностей выделяют три основных составляющих:
способность человека понимать других. К элементам данной подструктуры относят: стремление к пониманию, наблюдательность, умение слушать коммуниканта;
экспрессивная способность – способность к самовыражению личности. К элементам данной подструктуры относят стремление быть понятым другими, доверие к партнерам, культура речи, правдивость;
способность оказывать влияние на других коммуникантов. К элементам данной подструктуры относят вежливость, такт, решительность, дисциплинированность, требовательность.
Более того, в качестве обязательных компонентов каждой из представленных подсистем выделяют стремление к общению, профессионализм, скромность, доброжелательность, опыт общественной деятельности, социальных взаимодействий, самообладание, активность, организованность, сообразительность, требовательность к себе.
Под когнитивной (психодинамической) составляющей ЯС понимаются индивидуально-психологические «способности накапливать и систематизировать информацию, аналитически вычленять закономерности языковых явлений». В структуре указанного компонента выделяют такие составляющие, как познавательные умения, связанные со свойствами мышления, памяти, внимания, навыки и умения восприятия и адекватной интерпретации знаковых систем (вербальной и невербальной), умения выявлять и понимать лексико-грамматические аспекты языка, умения и навыки формулировать собственные мысли, реализовывать собственные коммуникативные намерения в речевой деятельности.
Соответственно, на основании проведенного анализа структура, содержание языковых способностей личности может быть представлено в виде Рис. 1:

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ