изучение развития наблюдательности у младших школьников в процессе обучения естествознанию

Цели и задачи

Цель нашего исследования – изучение развития наблюдательности у младших школьников в процессе обучения естествознанию.

Введение и актуальность


Человек-творец К достопримечательностям города, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей Наблюдения за ближайшими объектами городского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; наблюдения за источником загрязнением своего двора, своей улицы
Красота и симметрия в окружающем мире По городу, в парк, музей архитектуры, в старинную усадьбу Наблюдения за домашним обиходом, городских сооружений, парковых ансамблей с целью выявления симметричных узоров
III класс
Осенние изменения в природе и в жизни человека В лес (в парк, к водоему) Наблюдения за осенними изменениями в природе и сбора природного материала для поделок; ведение дневника наблюдений за природой
Почва и ее роль в природе По городу (селу) для выявления источников загрязнения воздуха, воды, почвы Наблюдения за изменениями состояния почвы
Зимние изменения в природе и жизни человека В зимний лес (в парк, на пришкольный участок) С целью наблюдения состояния природы в начале и в конце зимы; ведение дневника наблюдений за природой
Дерево в жизни человека В зимний лес (в парк, на пришкольный участок) Наблюдения изменений в жизни деревьев; исследования спилов
Весна – утро года На пришкольный участок (в парк, в лес) Наблюдения первых признаков весны
Жизнь цветкового растения На пришкольный участок (в парк, в лес) Наблюдения за распусканием почек, за развитием цветкового растения (фасоли или гороха)
Удивительные превращения На пришкольный участок (в парк, в лес); в зоологический музей Продолжение наблюдений за развитием цветкового растения (фасоли или гороха); наблюдения за цветением трав и опыления деревьев
IV класс
Организм человека В кабинет биологии (в палеонтологический музей) Наблюдения за работой своих мышц; измерение пульса и наблюдения за его изменениями; наблюдения за работой своих легких, определение объема легких
Земная поверхность и недра на географичес-кой карте В кабинет географии (в минералогический музей) Внимательное целенаправленное рассматривание горных пород и минералов
Земля – планета В зоопарк, в кабинет биологии и географии Наблюдения за разнообразием растений и животных
Природные зоны В биологический музей Наблюдения за приспособленностью растений, животных и человека к условиям природным зон
Жизнь у воды К водоему для знакомства на месте с его состоянием и источниками загрязнениями Наблюдения за состоянием водоема, за растениями и животными водоема
Из прошлого в будущее родного края В краеведческий музей Наблюдения за изменениями растительного и животного мира в разные периоды времени

Заключение и вывод

В процессе развития наблюдательности применяются и традиционные формы и инновационные формы работы. Наблюдательность характеризуется целенаправленным восприятием окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и общества. Наблюдения – источник знаний об окружающем мире. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать.
Детей на уроках природоведения в ходе экскурсий необходимо целенаправленно побуждать к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть их образ. Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Экскурсия – это увлекательная форма работы учителя с классом, дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Экскурсия как форма обучения решает комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.
В начальной школе дети получают определенную систему знаний о неживой и живой природе. Основным методом изучения природы являются непосредственные наблюдения ее различных компонентов. Содержание этих наблюдений должно быть систематизировано. Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения.
Считаем свою работу законченной, цели задачи выполненными.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ