особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Цели и задачи

Цель работы: изучить особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Введение и актуальность


Ранний возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей, которые подробно выделены в исследованиях К.Л. Печоры [18]. Кратко остановимся на описании возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста, от учёта которых будет зависеть успешность адаптации детей.
Одной из важных возрастных особенностей ребёнка раннего возраста К.Л. Печора называет быстрый темп развития ребёнка и неравномерность его развития. Данная особенность заключается в следующем: первый год жизни ребёнка связан с овладением ходьбой, второй год – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства.
Вторая возрастная особенность ребёнка раннего возраста заключается в неустойчивости и незавершённости формирующихся умений и навыков. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков. Ребёнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность.
К.Л. Печорой также отмечается взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
Если рассматривать психическое развитие детей раннего возраста, то можно отметить активную направленность детей на самостоятельное выполнение различных действий. Дети стремятся к самостоятельности, в деятельности происходит развитие наглядно-действенного мышления, появляются элементарные суждения об окружающем мире, образуются новые формы взаимоотношений между сверстниками, дети постепенно переходят от одиночных игр к простейшим совместным играм. На данном возрастном этапе начинает развиваться изобразительная и конструктивная деятельность.
Итак, нами были выявлены возрастные особенности детей раннего возраста, к которым относятся: быстрый темп и неравномерность развития детей, неустойчивость и незавершённость формирования умений и навыков, высокая эмоциональность детей, стремление к самостоятельности, развитие игровой, изобразительной, конструктивной деятельности, изменение взаимоотношений со сверстниками и т.д. Данные возрастные особенности необходимо учитывать при организации адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Заключение и вывод

Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы позволило нам изучить особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду. В ходе теоретического исследования был решён ряд задач, сделаны выводы.
Была изучена сущность проблемы адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Под адаптацией детей к детскому саду будем понимать вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. В соответствии с исследованиями современных авторов, были выделены критерии успешной адаптации ребёнка в условиях детского сада (наличие внутреннего комфорта и внешней адекватности поведения), а также фазы, сопровождающие адаптационный процесс (острая, подострая, компенсации).
Нами были выявлены возрастные особенности детей раннего возраста, к которым относятся: быстрый темп и неравномерность развития детей, неустойчивость и незавершённость формирования умений и навыков, высокая эмоциональность детей. Данные возрастные особенности необходимо учитывать при организации адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Нами были выделены особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду, которые зависят от возраста ребёнка, состояния здоровья, уровня развития. Основными показателями, по которым можно судить об уровне адаптации ребёнка к детскому саду, являются поведенческие реакции и уровень нервно-психического развития.
Были рассмотрены основные организационные аспекты адаптации детей раннего возраста к детскому саду (организация пребывания ребёнка в детском саду, начиная с первого дня посещения детского сада), отмечена роль игровой деятельности в успешности данного процесса. Основная цель игр, используемых в период адаптации ребёнка к детскому саду заключается целью в установлении доверительных отношений с детьми, вызывание положительного отношения к детскому саду, группе, другим детям. Практикуется как фронтальное, так и индивидуальное проведение игр. Основными условиями проведения игр в адаптационный период является: проявление взрослым заинтересованности в игре, активное взаимодействие с ребёнком, увлечение ребёнка игрой; сопровождение игровых действий комментариями, описание словами всех этапов игры; создание комфортной атмосферы во время игры, постоянный контроль за ходом игры; индивидуальное использование эмоциональных игр (на налаживание контакта).
Выводы
Сущность адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада является вхождение и приспособление детей к новой для него среде.
Основные возрастные особенности детей раннего возраста заключаются в быстром темпе и неравномерности развития, высокой эмоциональности, неустойчивости и незавершённости формирования умений, навыков.
Специфические условия адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада напрямую зависят от возраста ребёнка, его состояния здоровья и развития.
Рассмотрение основных организационных аспектов адаптации детей раннего возраста к детскому саду позволило представить роль игровой деятельности в данном процессе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ