Изучение нравственного развития детей в старшей группе ДОО

Цели и задачи

Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс игр, способствующих нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Введение и актуальность


До тех пор, пока дети не придут к личной концепции нравственной жизни и ее требований, родители являются их «внешней совестью». Поэтому важно понимать, что любая ошибка взрослого или любой неправильный маневр приведут впоследствии к ненормальной работе механизма совести и станут скрытой причиной множества проблем [21]. Также важно знать, что слишком обременительный надзор, который стремится «знать и видеть все», в итоге подменяет личную совесть ребенка совершенно внешним сознанием. Исходя из данного положения необходимым условием формирования совести выступает атмосфера доверия и свободы в ходе образовательного процесса.
Важной особенностью формирования представлений о нравственном поведении является раскрытие перспектив и последствий выбора дошкольником поступка. Так, Т.И. Ерофеева, анализируя содержание правил, регулирующих поведение детей в условиях детского сада, отмечала, что педагоги часто используют правила-ограничения (запреты), что не позволяет детям представить перспективу своего поведения. Автору удалось установить: дошкольники, у которых представления об этических правилах были бедны, односторонни, преимущественно сосредоточены на правилах-ограничителях, часто проявляли себя негативно. Наиболее высокие показатели социального поведения наблюдались у детей, у которых сложилось умение предвосхищать последствия собственного поведения.
Большое влияние на осознание ребенком моральной нормы оказывает продуктивное воображение, обогащая его личный опыт и стимулируя его эмоции. Л.С. Выготский отмечает, что благодаря работе воображения происходит компенсация недостаточных, в силу опыта, реальных возможностей преодолеть трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. В процессе познавательной деятельности ребенок старшего дошкольного возраста использует определенную доступную ему информацию, в случае ее недостаточности воображение начинает обеспечивать познание. У дошкольников функция воображения всегда велика, так как собственный опыт и возможность оценивать окружающий мир недостаточны [10].
Обязательным условием превращения знания в значимое явление для воспитуемых является в первую очередь его значимость для самого педагога, его активная оценочная позиция. Формирование нравственных ценностных ориентаций у ребенка невозможно без оценочной точности, помогающей отыскать необходимые для себя ценности и делать правильный выбор во взаимоотношениях с людьми. Оценка педагога для ребенка становится средством ориентации среди множества ценностей и антиценностей.
Положительные изменения в поведении детей исследователи отмечают при единстве усвоения дошкольниками правил и общих нормативных требований, идущих от взрослых, и складывания собственно детских взаимоотношений, возникающих в содержательной деятельности. В тех случаях, когда дети не знают правил или знают их, но не могут объяснить, почему надо поступить так, а не иначе, осознанность поведения детей снижается. Это снижение также наблюдается в тех случаях, когда необходимость выполнения правила дети не относят к себе или не желают его выполнения.
В случае если моральные нормы становятся личностно значимыми для ребенка, он начинает самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности и стремиться к их выполнению. При этом, если цель действия принимается ребенком и приобретает для него определенный смысл, требования выполняются наиболее адекватно [21].
Нравственные ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста проявляются в общительности, внимании, доброжелательности, чуткости, уважительном отношении к своим родным и окружающим.
На формирование опыта и привычек нравственного поведения у детей, как отмечает Е.В. Субботский [26], оказывают особое влияние следующие факторы, которые способствуют возникновению у детей элементов нравственной самооценки и формированию бескорыстного нравственного поведения:приобщение к позиции взрослого, прощение поступка, эмоционально-позитивное общение.
А.Н. Леонтьев отмечает, что в дошкольном возрасте происходит формирование первых соподчинений в деятельности ребенка, когда вырабатываются сами механизмы этих соподчинений. К 3 годам у детей появляются лишь первые признаки этих соподчинений, а к 7 годам они уже достигают своего полного выражения [21]. Следовательно, старшие дошкольники способны подчинять одно желание другому или поступаться одной тенденцией.
Действенным мотивом поведения для детей, замечает В.К. Котырло, является удовлетворение требования взрослого. С расширением опыта удовлетворения требований взрослых и осознания их содержания создаются реальные предпосылки для превращения внешних требований во внутренние требования самого ребенка.
Для того чтобы ценности, в особенности моральные ценности, стали личностно значимыми, с нашей точки зрения, необходимо использование не директивных, а личностно развивающих гуманных технологий. Их отличительной особенностью является обращенность к субъекту, использование специальных приемов оценки окружающего и самого себя, развитие нравственной рефлексии, опора на личный опыт.
Показателями нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста выступают: правила нравственного поведения, качество выполнения нравственного действия, наличие представлений о нравственной воспитанности, позитивный моральный выбор в жизненных ситуациях.
Итак, в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников важно удовлетворять их нравственные потребности, способствовать соподчинению в иерархии мотивов, где нравственные мотивы выступают на первый план, формировать нравственные идеалы, расширять представления о нравственных ценностях, нормах, качествах и способствовать их осознанию, представлять образцы нравственного поведения, давать оценку и проявлять собственное отношение к нравственным и безнравственным поступкам, учить осмысливать выбор, направляя его на систему нравственных ценностей, учить слушать «голос совести» и следовать ему, создавать условия для возникновения нравственного поведения у детей.
Выполненный нами анализ научной и методической литературы позволил выявить следующие педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника: активизация нравственного потенциала, активность ребенка, приоритет игровой ситуации, позиция педагогов и родителей в решении проблемы нравственной воспитанности детей.

Заключение и вывод

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста – одна из важнейших задач дошкольной образовательной организации. Под нравственным воспитанием понимается педагогическая деятельность, направленная на формирование у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок нравственного поведения.
В курсовой работе рассматривалась проблема нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. В работе были раскрыты теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, была проведена опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию в МБДОУ №127. В ходе работы выдвигалась гипотеза о том, что нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет проходить успешно, если будет разработан комплекс игр, направленный на нравственное воспитание. Гипотеза нашла свое подтверждение.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие духовно-нравственные принципы. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Мы выявили следующие педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника: активизация нравственного потенциала, активность ребенка, приоритет игровой ситуации, позиция педагогов и родителей в решении проблемы нравственной воспитанности детей.
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во- первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
В ходе решения четвертой задачи, мы проанализировали деятельность МБДОУ №127 по осуществлению нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста и провели первичную диагностику по выявлению уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраст. Анализ деятельности МБДОУ №127 по нравственному воспитанию показал, что в их цели указано развитие нравственных качеств личности. В планах дошкольной образовательной организации предусмотрено ежедневная деятельность по нравственному воспитанию. Развивающие занятия по нравственному воспитанию включены в план работы воспитателя с группой. В результате проведенного исследования по вышеуказанным методикам, мы выявили, что не все дети обладают высоким уровнем нравственного развития. По оценке когнитивного, эмоционально-мотивационного и поведенческого компонентов прослеживается преобладание среднего уровня нравственного развития.
Для достижения цели исследования мы разработали комплекс игр по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Данный комплекс включает в себя игры, направленные на решение выявленной проблемы.
Комплекс представляет собой совокупность игр на развитие общения, игр на развитие нравственно-волевых качеств и игр на формирование понятий «добро и зло», «вежливость», «помощь». Главная цель игр, представленных в комплексе, повысить уровень нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Также в работе мы составили рекомендации для воспитателя по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Мы определили, что нравственное развитие личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий, а именно: гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) к ребенку; четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания; создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения. Нами разработаны рекомендации по каждому уровню нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста, определенного в процессе диагностики.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ