Кадровое обеспечение контрактной системы

Цели и задачи

Цель исследования – анализ кадрового обеспечения контрактной системы, а также совершенствование организации кадрового обеспечения в закупочной деятельности.

Введение и актуальность


Таким образом, с помощью контрактной системы можно добиться снижения затрат на отдельные виды товаров, работ и услуг, адресно предоставлять услуги гражданам, развивать в приоритетном порядке отдельные сферы, которые не регулируются рыночными механизмами, а также сократить сроки исполнения услуг и повысить качество выполняемых работ.    


1.2 Сущность и особенности организации кадрового обеспечения контрактной системы
Согласно ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ, контрактная система основана на различных принципах, среди которых особое место занимают принципы прозрачности и открытости информации, профессионализма заказчиков и обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок. Полагаем, что немаловажное значение для правильного и эффективного формирования и функционирования контрактной системы в России имеет и её кадровое обеспечение. Действующий Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит полноценного определения кадрового обеспечения контрактной системы. По утверждению Н.В. Белой, кадровым обеспечением является одно из направлений кадровой политики, которое соответствует стратегическим и тактическим целям организации, способствует совершенствованию кадрового потенциала.
Система кадрового обеспечения включает этапы планирования и прогнозирования, набора и отбора, развития, контроля и оценки. Все этапы системы кадрового обеспечения раскладываются на отдельные действия и операции, оказывающие планомерное влияние на формирование конкурентной системы. Так, в соответствии со ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчики вправе создавать контрактные службы или назначать контрактных управляющих. Так, если у заказчика совокупный объем закупок за год превышает 100 млн. рублей, то он создает контрактную службу. Если совокупный годовой доход не превышает 100 млн. рублей у заказчика, и отсутствует контрактная служба, то заказчик назначает контрактного управляющего – должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок и исполнение каждого контракта.
В Федеральном законе № 44-ФЗ отсутствует определение контрактной службы, однако, в ч. 3 ст. 38 сделано уточнение о том, что контрактная служба действует согласно положению, которое утверждается на основании Типового положения о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631. При этом ст. 40 Федерального закона № 44-ФЗ не мешает заказчику привлекать специализированную организацию для осуществления и выполнения функций в области контрактной системы.
В.Г. Ляшко утверждает, что действующее российское законодательство связывает контрактную службу напрямую с кадровым обеспечением контрактной системы. Фактически контрактная служба выступает в качестве «структурного подразделения заказчика, которое определяет организацию всего закупочного процесса для реализации положений Федерального закона № 44-ФЗ».
В ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ определены функции и полномочия, которые осуществляют контрактные управляющие и контрактные службы. В частности, к числу основополагающих функций относится разработка плана закупок и плана-графика, подготовка и размещение извещений об осуществлении закупок, заключение контрактов, участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов контрагентов, организация консультаций с поставщиками на стадии планировании. На контрактного управляющего и контрактную службу возлагается юридическая ответственность за нарушение или неисполнение своих полномочий. Также в ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ значится, что работники контрактной службы и непосредственно сам контрактный управляющий должны иметь высшее образование, либо получить дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Учитывая нормы действующего законодательства, следует выделить три модели организации кадрового обеспечения контрактной системы:
Первая модель – создание контрактной службы, которая выступает в качестве отдельного структурного подразделения.
Вторая модель – создание контрактной службы, которая не приобретает статус самостоятельного структурного подразделения.
Третья модель – назначение контрактного управляющего, путем отказа от создания контрактной службы.
Отдельное место в контрактной системе занимает комиссия по осуществлению закупок (ст. 39 Федерального закона № 44-ФЗ). Так, до начала проведения закупки заказчик вправе принять решение о создании комиссии, если только закупка не осуществляется у единственного поставщика. Также заказчики могут создать аукционные, котировочные, конкурсные комиссии, а также комиссии, которые рассматривают заявки на участие в запросе предложений. Число членов таких комиссий не может быть менее пяти человек, а комиссии по рассмотрению заявки – не менее трех человек. Для заказчика потенциальными членами комиссий выступают лица, которые прошли профессиональную подготовку, повышение квалификации, либо имеют специальные знания, относящиеся к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Федерального закона № 44-ФЗ).
Таким образом, в действующем законодательстве о регулировании государственных закупок недостаточно внимания уделяется вопросам кадрового обеспечения контрактной системы, которая остро нуждается в значительном количестве обученных специалистов.

Заключение и вывод


Закупочная деятельность является достаточно распространенным видом деятельности в гражданском и хозяйственном обороте, что опосредует переход имущества в собственность, сфера применения которого является чрезвычайно широкой. Несмотря на активное ее развитие и практическое использование в России, совершенно очевидно, что проблемы неэффективного кадрового обеспечения контрактной системы известны не только Российской Федерации, но и многим зарубежным странам. Составляющих этих проблем более чем достаточно. Это и отсутствие действенной антикоррупционной политики, и несовершенство процедур закупочной деятельности, и недостатки отечественного законодательства. Ряд проблем в сфере кадрового обеспечения контрактной деятельности связан с налаживанием системы взаимодействия государственных органов власти и контрагентов, цель которой заключается в полноценном и добросовестном выполнении своих обязательства, а также соблюдение норм конкурентного законодательства.
На сегодняшний день закупочная деятельность – это ключевой процесс, который позволяет отражать и обеспечивать качество взаимоотношений государства, бизнес – структур и общества. Полагаем, что для совершенствования кадрового обеспечения контрактной системы требуется создание максимально оптимальных условий ее функционирования и осуществления. Для этого требуется:
1) В сфере осуществления закупочной деятельности имеются риски:
– заказчики, которые осуществляют некачественное планирование и формирование документации, предъявляют необоснованные требования к закупаемой продукции, соблюдают низкую контрактную дисциплину;
– поставщики, которые предоставляют недостоверные сведения, преследуют использование методов недобросовестной конкуренции, некачественно исполняют условия контакта;
– комиссии, которые способны оказывать необоснованные действия по выбору победителя закупок.
2) Для минимизации названных рисков следует проводить активную работу над совершенствованием кадрового обеспечения контрактной системы. Необходимо предусмотреть механизмы для:
– повышения эффективности информирования о потребностях в сфере закупочной деятельности;
– налаживания и создания целостной и прозрачной системы ценообразования при формировании стартовых цен для закупок;
– сокращения количества контактов с участием одного контрагента;
– предоставления возможности производителям участвовать в торгах напрямую;
– внедрения понятия «деловой репутации» в сфере закупочной деятельности.
3) Требуется заимствовать зарубежный опыт в сфере закупочной деятельности. В частности, стоило бы наладить систему контроля над осуществлением закупочной деятельностью с помощью создания отраслевых комитетов, которые бы позволили распределять равномерно нагрузку между органами власти. Также стоит обратить внимание на внедрение электронной системы рейтинга за торговыми площадками с возможностью достижения большей эффективности и налаживания взаимодействия между контрагентами.
На сегодняшний день уже сделаны первые шаги на пути к развитию и укреплению кадрового обеспечения контрактной деятельности. Однако существуют пробелы, устранение которых позволит укрепить основы правовой деятельности в этом направлении.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ